Газета «Взгляд», «Повод может быть любым», 20 июня 2013
Ссылка на статью: http://www.vz.ru/politics/2013/6/20/638044.html
Ограничение влияния иностранных НКО отвечает долгосрочным интересам России
«Ситуация хорошо координировалась: полиция прибывала к месту, где происходили явно незаконные действия, тут же подходили колонны мирных демонстрантов», – так описала газете ВЗГЛЯД гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова методы провокаций, которые применялись в Турции.
В Индии продолжается борьба местных властей с финансируемыми из-за рубежа НКО. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о подоплеке развернувшихся событий, однако тенденция эта, как заявила в комментарии генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова, имеет отношение не только к странам БРИКС.
Крашенинникова убеждена, что «ограничение деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, становится мировым трендом». «Причем некоторые государства решают эти задачи достаточно радикальным способом: просто-напросто запрещают иностранное финансирование», – сказала эксперт.
По ее словам, именно по такому пути пошли власти Индии. «Все началось с протестов по отстаиванию прав коренных народов и по различным экологическим темам. Это классическая схема деятельности финансируемых Западом НКО», – считает эксперт.
Крашенинникова также указала на «глубочайшее лицемерие западных государственных кругов, которые используют некоммерческие организации как продолжение государственного аппарата». «Люди, движимые искренними намерениями и не разбирающиеся в тонкостях мировой политики, действительно используются втемную, в то время как сами они считают, что борются за свои цели», – полагает Крашенинникова.
Газета ВЗГЛЯД попросила гендиректора Института внешнеполитических исследований и инициатив прояснить свою точку зрения.
ВЗГЛЯД: Вероника Юрьевна, насколько описанные тенденции характерны для остальных, кроме Индии и России, стран? Кто еще может находиться под ударом?
Вероника Крашенинникова: В первую очередь, я обратила бы внимание на Среднюю Азию, страны которой высоко стоят в списке внешнеполитических интересов США. В Киргизии, например, развернутая обширная сеть НКО, они могут организовать подобный турецкому сценарий, и повод может быть любым.
Если говорить шире, то речь идет обо всех государствах, которые не являются членами НАТО, с которыми работают американские организации, такие как Национальный фонд поддержки демократии и его отделения. Их задача – создание инфраструктуры, которая может быть использована для провоцирования и поддержания массовых беспорядков.
ВЗГЛЯД: Почему важен пример Турции?
В. К.: В Турции все началось с защиты парка Гези, с малочисленной акции, но уже через несколько дней протесты приобрели политический характер, в ход пошли лозунги об отставке Эрдогана.
Дошло дело до применения силы: девять полицейских погибли, более 200 были ранены.
ВЗГЛЯД: Полиция отвечала...
В. К.: Дело в том, что в Турции через несколько дней после начала протестов появились небольшие военизированные группы людей, которые поджигали машины, провоцировали полицию. Ситуация очень хорошо координировалась: полиция прибывала к месту, где происходили явно незаконные действия, тут же подходили колонны мирных демонстрантов, полиция в неразберихе действовала жестко, провокаторы оставались невредимы за чужими спинами.
Это – типичная провокация.
ВЗГЛЯД: Но ведь США, как мы видим в Сирии, запустив ситуацию, могут перестать ее контролировать. Зачем это все им?
В. К.: Уточню, что не могут ее контролировать стопроцентно. Это так, но все относительно. Любой лидер Ирака для США – лучше, чем Саддам Хусейн, любой лидер Ливии – лучше, чем Муаммар Каддафи.
Нового лидера, который придет к власти, куда проще держать на коротком поводке, политическими, экономическими, дипломатическими методами направлять по необходимому пути.
Так что речь идет просто о разных степенях управляемости. А вот независимые лидеры США не нужны вообще.
ВЗГЛЯД: Не кажется ли в таком случае странным, что в России принимается закон не о запрете финансирования НКО из-за рубежа, а лишь о маркировании их как «иностранных агентов»?
В. К.: До недавних пор значительная часть населения не понимала, что такое НКО. Эксперты знали, но они не являются точкой приложения деятельности подобных организаций. Точкой приложения являются как раз простые люди. Маркировка – это очень важный шаг, который необходим для того, чтобы люди поняли, кто именно перед ними, чем эти НКО занимаются.
ВЗГЛЯД: То есть следующим шагом может быть запрет иностранного финансирования?
В. К.: Я думаю, что пока говорить об этом рано. Закон принят несколько месяцев назад. После года правоприменения, на мой взгляд, в нем стоило бы уточнить некоторые пункты: например, дать четкое определение политической деятельности. Кроме того, нужно посмотреть на контекст, на политические обстоятельства.