Кто вы, Иван Ильин?

Вероника Крашенинникова, Литературная газета, 20 апреля 2022 г.
https://lgz.ru/article/-16-6830-20-04-2022/kto-vy-ivan-ilin/

Полемика вокруг наследия одного из самых заметных мыслителей русской эмиграции продолжается

Политический философ Иван Александрович Ильин – яркая, противоречивая фигура, вокруг которой не прекращаются споры. В последние месяцы полемика обострилась – общество пытается нащупать новые идеологические опоры меняющегося на глазах мира. На фоне украинского кризиса философия Ильина кого-то вдохновляет, кого-то заставляет пристальнее вглядеться в его неоднозначную биографию и суждения, кому-то представляется опасной.


Был бы он за денацификацию?

В нашей реальности последнего десятилетия Иван Ильин постепенно занимал всё большее место. Религиозный философ, публицист, идеолог Белого движения и непримиримый противник советского строя был возведён на пьедестал одного из главных столпов современного российского консерватизма. На выставке «Россия – моя история», подготовленной епископом Тихоном (Шевкуновым) в 2016 году, портрет Ивана Ильина соседствовал с портретом президента нашей страны.

Иван Ильин выходец из дворянской семьи: его отец был крестником императора Александра II, мать – российская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион. Обучаясь в Московском университете на юридическом факультете, Ильин увлёкся философией, особенно немецкой: будучи, по словам современников, «русским немцем», он свободно читал на языке оригинала труды Канта и Гегеля.

Основной корпус своих работ – в особенности те, что часто цитируют ныне, – Иван Ильин создал после отбытия на «философском пароходе» в 1922 году в Германии и Швейцарии, куда переехал в 1938-м. С 1923 года Ильин работал профессором в Русском научном институте в Берлине при Министерстве иностранных дел Германии – в современной терминологии «мозговом центре» по России (тогда СССР). В октябре 1933 года, после прихода к власти Гитлера, Ильина повысили до поста заместителя директора, а сам институт весной 1934-го перешёл в Имперское министерство народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. Ещё раньше, в 1928–1930-х годах, Ильин печатался, согласно подписанным до­говорам, в антисемитском издательстве «Эккарт ферлаг» (его основателя Дитриха Эккарта историки НСДАП называли духовным отцом нацизма).

Движущей силой и мотивацией деятельности Ивана Ильина в Германии был радикальный антикоммунизм и антисоветизм – очень полезные тогдашним властям. После 1935 года работы Ильина выходят почти только на немецком, к русскому он возвращается лишь с 1947 года.

Однако было у Ильина и крупное расхождение с нацистской властью: в отношении Украины. К лету 1938 года от помощника Альфреда Розенберга – отметим, балтийского немца из Таллина, – тогда ответственного за воспитание в НСДАП, Ильин услышал о возможной военной аннексии Украины и её отлучении от СССР. Для имперского сознания Ильина и в рамках белоэмигрантской идеологии «за единую и неделимую Россию» Украина была безусловной частью России, а «малороссы суть ветвь единого, славянороссийского народа».

Примечательно, что после войны Иван Ильин пишет в статье «О расчленителях России» (1949): «Самостоятельная Украина неизбежно и быстро превратится в германскую колонию, и мы будем взяты немцами в клещи – с востока и с запада». Хотя в то время сама Германия разделена на западную и восточную части и угрозы не представляет. Естественно, Ильин видит реальность с позиции религиозного философа с белоэмигрантским менталитетом и не претендует на аналитическую точность.

Можно пофантазировать, как идеолог российского консерватизма воспринял бы сегодня денацификацию Украины. Возвращение киевских земель в рамки родины-империи он, конечно, приветствовал бы. Но его связи с нацистским Третьим рейхом, вероятно, помешали бы использовать такие термины и смыслы. О будущем России он, без сомнения, думал. Но и в 1948-м, когда Нюрнбергский трибунал дал однозначную оценку преступлениям Третьего рейха против человечности, Ильин в статье «О фашизме» подводил итог длинному ряду оправданий и аргументов так: «…фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».

Сегодня, когда вопрос стоит не только об Украине, но и о крупных внутренних переменах в России в связи с разрывом с Западом, идеи Ильина приобретают несколько зловещее звучание. России предстоит побеждать в условиях XXI века, и белоэмигрантский идеолог из Третьего рейха – скорее часть проблемы, а не часть решения.

Возврат к списку