Фундаментальное издание «Военная мощь Турецкой Республики» создано востоковедами Военного университета

11.11.2019
Обложка издания «Военная мощь Турецкой Республики»
Обложка издания «Военная мощь Турецкой Республики»

Издание «Военная мощь Турецкой Республики» вышло в Институте Ближнего Востока. Авторы двухтомника — военные специалисты-востоковеды Военного университета Министерства обороны профессора кафедры, доценты, к.п.н. Тахир Ганиев и к.п.н. Сергей Задонский.

Гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова выступила соавтором предисловия к изданию, вместе с заслуженным деятелем науки, д.и.н., профессором В. П. Зимониным. В предисловии подчёркнуты следующие аспекты.

Двухтомник «Военная мощь Турецкой Республики» на широком спектре российских и зарубежных источников исследует уникальные особенности современного военного строительства Турецкой Республики. Подготовлен всесторонний анализ военной мощи Турции и дана оценка совокупного оборонного потенциала и его элементов. Рассмотрены история и современное состояние турецких вооружённых сил, военно-политические и военно-доктринальные взгляды турецкого руководства, особенности структуры и порядка функционирования системы управления вооружённых сил.

Турция из государства политически, экономически и в военном плане зависимого от стран Запада, постепенно пытается трансформироваться в государство с независимой внешней и внутренней политикой. Как составной элемент военной мощи страны, авторы исследуют и разведывательные службы Турецкой Республики, которые играют важную роль в реализации внешнеполитических интересов Турции на региональном и международном уровне. Такой актуальностью объясняется ценность данной монографии.

На настоящий момент военно-политический курс Турецкой Республики определяется ее геостратегическим положением на стыке Европы и Азии, членством в военно-политическом блоке НАТО, отношениями с ведущими странами мира (прежде всего, с США, европейскими государствами и Россией), а также ролью в исламском мире и стремлением взять на себя функции посредника в разрешении региональных проблем и установлении «межцивилизационного диалога» между Востоком и Западом.

Основная цель военно-политического курса Турции заключается в наращивании военного потенциала страны до уровня, обеспечивающего внутриполитическую стабильность и реализацию стратегических национальных интересов, главными из которых являются превращение страны в одного из политических и военных лидеров в Ближневосточном и Южно-Европейском регионе. Достижение этой цели обеспечивается особой ролью объединённых вооружённых сил НАТО и поддержанием высокого уровня военных расходов (около 10 млрд. долларов), расширением и углублением военно-политических связей как со странами НАТО, так и с Россией и Ираном, как того требует современная ситуация на Ближнем Востоке. Авторам удалось раскрыть всю многогранность оборонного потенциала и военной мощи Турции.

В книге подробно проанализированы направления отношений с Западом. Двустороннее сотрудничество охватывает политическую, экономическую, военную и военнотехническую сферы. Несмотря на заметное охлаждение американо-турецких отношений после начала военной операции США в Ираке, руководители обоих государств предпринимают шаги по восстановлению прежней степени доверия и военно-политического взаимодействия. Вместе с тем агрессивная политика США в регионе влияет, в том числе и на внутреннюю политику станы.

В свою очередь Вашингтон, учитывая стратегическое значение Турции в этом районе, ее близость к границам СНГ и странам Ближнего Востока, предусматривает содействие турок в реализации своих планов. Этот аспект подробно изложен в ходе рассмотрения военно-доктринальных взглядов Анкары.

В российско-турецком диалоге все чётче просматривается тенденция к  развитию многопланового партнёрства. На фоне постепенного дрейфа Турции в сторону от западных партнёров и союзников, шансы на интенсификацию российско-турецкого военно-технического сотрудничества повышаются. Ведущие позиции на турецком рынке вооружений традиционно занимают США, Англия, Франция, Германия. 

По мнению турецкого командования, в настоящее время показатели боевого состава и численности национальных ВС близки к оптимальным и в среднесрочной перспективе не нуждаются в изменениях.

Как справедливо отмечают авторы, анализ военно-политической обстановки в мире и регионе привёл турецких специалистов к выводам о том, что новые тенденции ее развития внесли принципиальные коррективы в вопросы роли и места страны в системе региональной безопасности, а также изменили характер противостоящих ей угроз. К внутренним угрозам безопасности «по традиции» отнесен курдский сепаратизм.

Впервые указано и на прямую взаимосвязь между внутренними («традиционными» и «подрывными») и новыми («асимметричными») угрозами, которые перечислены в следующем порядке: международный терроризм, наркобизнес, нелегальная миграция и торговля людьми, угроза распространения ядерного оружия в регионе, проблема нехватки водных ресурсов, усиливающаяся зависимость от импорта основных энергоносителей, около 75% которых ввозится из-за рубежа и т.д.  

Что касается внешних угроз, то Турция не рассматривает ни одну из соседних стран как потенциального военного противника. Вместе с тем, при характеристике отношений с государствами по периметру границ подчёркивается, что со стороны отдельных из них по прежнему могут возникать «частные угрозы и вызовы» ее национальным интересам и безопасности. Для их отражения предусматривается использовать, прежде всего, политико-дипломатические методы, подкрепляемые, однако, поддержанием на должном уровне «потенциала сдерживания», основу которого составляет боевая мощь ВС.

Особый интерес вызывают исследованные авторами специальные службы страны. Разведывательные органы Турции занимают центральное место в системе государственной безопасности, что определено не только действующим в стране законодательством, но и значительным объёмом задач, развитой инфраструктурой, достаточным финансированием и широкими техническими возможностями. 

Одной из отличительных черт этой политики является планомерно осуществляемая стратегия исламизации правовой и политической жизни социума с опорой пока ещё на европейские демократические ценности. Однако усиление роли ислама в жизни общества страны постепенно приводит к тому, что турецкая армия, десятилетиями представлявшая собой оплот секуляризма, сегодня постепенно начинает поддерживать происламскую партию и становится инструментом ее влияния как внутри страны, так и в регионе Ближнего Востока в целом.

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод, что заявки Турции на региональное лидерство, несмотря на все сложности внешней политики и трудности внутриполитической борьбы звучат вполне серьёзно и имеют под собой реальную основу с порой уже на одну из сильнейших армий блока НАТО.

Издание является первым всеобъемлющим исследованием в области военной политики и вооружённых сил Турции. Написанная ярким, доступным языком, книга вызовет интерес у востоковедов, политологов, специалистов по военным вопросам, по современной истории Турции, а также у широких слоёв читателей, интересующихся проблемами внутренней, внешней и военной политики стран Ближнего Востока, и прежде всего, Турецкой Республики. 

Возврат к списку