8 декабря 2014 года Комитет по международным делам Госдумы провел парламентские слушания на тему: «Россия - США: временное обострение или новая «холодная война». В дискуссии приняла участие Вероника Крашенинникова

08.12.2014

Источник: Государственная дума РФ

8 декабря Комитет по международным делам провел парламентские слушания на тему: «Россия — США: временное обострение или новая «холодная война». В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Министерства иностранных дел, Общественной палаты, ученые, политологи.

Открывая слушания, председатель Комитета Алексей Пушков отметил, что несмотря на отсутствие соперничества систем и идеологий, по ряду признаков происходящее сильно напоминает «холодную войну». Практически полностью прекращены полноценные переговоры и контакты между президентами и парламентами. Администрация Обамы объявила политику сдерживания и изоляции России, что характерно для доктрины времен «холодной войны». Изоляция проводится довольно жесткими методами с помощью давления на союзные страны.

Причинами нынешней конфронтации А.Пушков назвал геополитический и идейно-политический конфликты. «У нас фундаментально разные взгляды на миропорядок, на практику цветных революций, на внешние интервенции. У нас разные взгляды на характер американского лидерства, серьезные размежевания по ценностям. К тому же американская доктрина столкнулась с российской концепцией суверенитета», — сказал он.

В силу этого, заключил А.Пушков, можно говорить о втором издании «холодной войны. Кризис, по его словам, назревал долго. Началось все с расширения НАТО и споров вокруг системы ПРО. Потом была оккупация Ирака и бомбежки Ливии, которые увеличили интенсивность конфликта. Сирия стала «моментом истины», а события на Украине привели к фронтальному столкновению.

«Разница по сравнению с «холодной войной» советских времен заключается в том, что Россия эту войну не ведет, не является ее полноценным участником, ее инициаторы — американский правящий класс и американская пресса», — уверен А.Пушков.

Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заметил, что стремление оторвать от России страны СНГ всегда было одним из внешнеполитических приоритетов США, а с начала 2014 года оно проявилось с новой силой и в особо агрессивной форме. Сторонники жесткой линии по отношению к России в администрации США получили карт-бланш на поддержку антиконституционного вооруженного переворота в Киеве, сделав основной ударной силой национал-радикалов и откровенных неофашистов, которые ввергли страну в гражданскую войну. Вашингтон переключился на тотальные обвинения Москвы во всевозможных грехах, включив санкционный прессинг и запустив механизм организации антироссийского фронта в международном масштабе.

«Нас решили наказать сначала за мирное и свободное волеизъявление жителей Крыма и Севастополя, а затем решили продемонстрировать, что России следует сменить курс относительно Киева и Юго-востока Украины», — констатировал С.Рябков.

При этом, заметил он, за формально декларируемой целью заставить Россию изменить позицию по Украине просматривается и практически не скрывается задача формирования социально-экономических условий для смены власти в России.

Вместе с тем, по мнению С.Рябкова, позитивная повестка дня в российско-американских отношениях возможна, но она целиком поставлена в зависимость от того, какого курса будет придерживаться нынешняя администрация и какой курс выберет следующая. Он напомнил, что выборы в США пройдут в 2016 году.

«Не готов сказать, является ли происходящее новым изданием «холодной войны» и сколько продолжится нынешний период. Знаю одно: выходить из ситуации с американскими санкциями предстоит долго, многие годы, учитывая, что поправка Джексона-Вэника отменялась в течение 40 лет, — сказал заместитель министра. — Мы не готовы идти на уступки США по принципиальным вопросам, но готовы искать баланс интересов там, где это возможно. Будет ли данный этап впоследствии оцениваться историками как «холодная война», зависит полностью от США».

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов одной из глубинных причин обострения отношений назвал обострение конкуренции за природные ресурсы, большие запасы которых сосредоточены в России и на территориях ее ближайших соседей — Белоруссии, Казахстана и Украины.

«К нас почти половина чистой питьевой воды, цена которой будет удваиваться каждые пять лет. На наших просторах половина хвойных лесов планеты. Если построить две сотни современных предприятий, это будет давать в год без ущерба для природы 100 млрд. долларов чистого дохода. На пространствах России, Белоруссии, Казахстана и Украины сосредоточена половина черноземов планеты», — сказал Г.Зюганов.

Еще одна причина, по его словам, это колоссальный долг США, уже превысивший 17 трлн. долларов. Списать его может только война или захват таких крупных рынков как рынок объединенной Европы. Украина — не причина, а повод для разжигания конфликта и выдавливания России с европейского рынка. Противостоять новому витку «холодной войны» Россия сможет, если будет развивать собственную экономику, науку, образование, культуру. При этом консервативная патриотическая риторика в области идеологии абсолютно несовместима с навязываемой стране либеральной моделью», — уверен Г.Зюганов.

Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов отметил, что нынешний конфликт России и США разворачивается в условиях, когда попытка создания однополярного мира провалилась и впервые Россия и США вступили в полосу длительного геополитического соперничества. Он напомнил, что после распада СССР главной стратегической целью США было не допустить появления нового, равного по силам геополитического соперника. Это и объясняет столь жесткую реакцию на переход Москвы к политике реинтеграции на постсоветском пространстве.

По словам С.Рогова, на протяжении многих лет российско-американское партнерство было декларативным, а на самом деле никогда не существовало. Черты новой «холодной войны», по его убеждению, полностью укладываются в американскую стратегию сдерживания СССР, для которой были характерны не только гонка вооружений и политическая изоляция, но и экономическое изматывание.

По прогнозу С.Рогова, у России есть финансовые и валютные ресурсы, но надолго их не хватит, так как страна находится в значительной финансовой и экономической зависимости от Запада. Кроме того, в отличие от времен первой «холодной войны» Россия практически не имеет сторонников в США, где нет антивоенного движения и лоббистов контроля над вооружениями.

По прогнозу С.Рогова, к началу следующего года новая «холодная война» будет формально закреплена законами США. Речь идет об отказе от сокращения американских стратегических ядерных вооружений по Договору СНВ, о разрыве договора о ракетах средней и меньшей дальности, об ускоренном развертывании ПРО в Восточной Европе. Могут последовать и более серьезные экономические санкции, выходящие за рамки секторальных мер. Например, запрет на поставки запчастей для гражданских самолетов, машин и оборудования.

«Нужны продуманные ответные меры в экономике и военной сфере», — подчеркнул С.Рогов, одновременно заметив, что навязываемая России гонка вооружений может стать слишком тяжким бременем.

Руководитель Нью-Йоркского представительства Института демократии и сотрудничества Андраник Мигранян согласился с утверждением, что Россия и США вступили в новый виток «холодной войны», но при этом признал, что по целому ряду направлений сохранились точки соприкосновения.

«США, — считает он, — сильная страна, но не всемогущая и часто ставит перед собой цели, недостижимые по своим ресурсам. Американцы, у которых достаточно своих внутренних и внешних проблем, конечно, попытаются надавить, но столкнувшись с жестким отпором и твердостью России, скорее всего, со временем вынуждены будут пойти на компромисс. Ни Европа, ни США не смогут решить украинскую проблему, ведь самым большим рынком украинских товаров является Россия. Или Украина превратится в большое Сомали в центре Европы. Скромные требования России о внеблоковом статусе, децентрализации и статусе русского языка — вполне приемлемый и реалистичный план, который в конечном итоге может иметь шанс на реализацию, когда окажется, что другие способы решения невыполнимы».

Руководитель Центра международной журналистики и исследований информационного агентства «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова не исключила повторения вблизи границ России конфликта, подобного украинскому. «Сложно назвать точку следующего конфликта, но когда одна тектоническая плита надвигается на другую, землетрясение неизбежно», — сказал она. В то же время она исключила возможность прямого военного столкновения США с Россией. «США достаточно украинцев, грузин, прибалтов и других для того, чтобы воевать против России», — пояснила эксперт.

Директор московского центра Карнеги Дмитрий Тренин уверен, что противоборство не завершится с уходом администрации Обамы в 2017 году. На его взгляд, между политическими кругами двух стран наблюдается взаимное отчуждение и отсутствие уважения и доверия, чего не было в период «холодной войны», когда стороны видели друг в друге достойных противников. Общие правила игры отсутствуют, а игра без правил — одна из самых серьезных угроз. «Вероятны ошибки и просчеты, которые могут привести к лобовому столкновению, в том числе и вооруженному. Как никогда требуется осторожность, трезвый расчет и стратегическое видение перспектив международного развития», — предупредил Д.Тренин.

Призвав не рассчитывать на крах США в обозримой перспективе, он подчеркнул, что исход противоборства будет определяться не на Украине и не на Ближнем Востоке, а внутри самой России — в сфере экономики, науки, техники, социального развития.

Возврат к списку