К 80-летию начала блокады Ленинграда в пресс-центре МИА «Россия сегодня» обсудили роль маршала Маннергейма

06.09.2021
  • К 80-летию начала блокады Ленинграда в пресс-центре МИА «Россия сегодня» обсудили роль маршала Маннергейма

    К 80-летию начала блокады Ленинграда в пресс-центре МИА «Россия сегодня» обсудили роль маршала Маннергейма

  • Автор книги «Маннергейм и Советский Союз» Владимир Барышников — крупнейший в России специалист по истории Финляндии и личности Маннергейма

    Автор книги «Маннергейм и Советский Союз» Владимир Барышников — крупнейший в России специалист по истории Финляндии и личности Маннергейма

  • Соиздатель книги, вышедшей в серии «Реальная политика», Вероника Крашенинникова

    Соиздатель книги, вышедшей в серии «Реальная политика», Вероника Крашенинникова

  • Соиздатель книги, глава издательства «Кучково поле» Георгий Кучков

    Соиздатель книги, глава издательства «Кучково поле» Георгий Кучков

  • Историк, основатель проекта «Цифровая история» Егор Яковлев

    Историк, основатель проекта «Цифровая история» Егор Яковлев

  • Директор Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Сергей Веригин

    Директор Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Сергей Веригин

  • Директор Фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков

    Директор Фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков

  • Автор книги «Маннергейм и Советский Союз» Владимир Барышников

    Автор книги «Маннергейм и Советский Союз» Владимир Барышников

Видеозапись http://pressmia.ru/pressclub/20210906/953333866.html


8 сентября 1941 года, 80 лет назад без двух дней, началась военная блокада Ленинграда, продлившаяся 872 дня. Вместе с войсками Третьего рейха кольцо блокады с севера держала финская армия под командованием маршала Карла Маннергейма. В преддверии этой даты историки обсудили роль Маннергейма в планах Гитлера «овладеть Ленинградом и сровнять его с землёй», в целом в Великой Отечественной войне и основные эпизоды советско-финской истории при Маннергейме.

Обсуждение развернулось на основе новой монографии профессора Санкт-Петербургского государственного университета В.Н. Барышникова «Маннергейм и Советский Союз», представленной в рамках онлайн-конференции.

В последние годы многие острые фигуры истории перекочевали в широкое общественное пространство, отметила соиздатель книги Вероника Крашенинникова. «Круглые даты» Второй мировой войны вызвали настоящие политические баталии, которые отразились в резолюциях европейских органов. Наиболее кощунственная из них — резолюция, принятая Европарламентом в сентябре 2019 г., которая возлагает ответственность за развязывание Второй мировой войны в равной степени на нацистский Третий рейх и Советский Союз. По словам Президента России, выводы резолюции являются «ни на чем реально не основанной беспардонной ложью».

Это в полной мере относится к фигуре финского маршала Карла Маннергейма. Здесь ревизия истории Великой Отечественной войны ведётся с двух сторон, подчеркнула Вероника Крашенинникова: «С одной стороны либералы задаются вопросом, не стоило ли «сдать Ленинград гитлеровцам, чтобы спасти его население». С другой стороны так называемые «консерваторы» стремятся увековечить память о Маннергейме и сделать из него чуть ли не спасителя Ленинграда».

Автор книги Владимир Николаевич Барышников — крупнейший в России специалист по истории Финляндии и личности Маннергейма, заведующий кафедрой истории Нового и новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор исторических наук и занимается вопросами двусторонних отношений с 1980-х годов.

Первая биография Маннергейма появилась ещё в 1930-е годы, при жизни маршала-барона. В нашей стране к настоящему времени сложился «культ Маннергейма», заметил автор: выходят книги о Маннергейме и лошадях, Маннергейме и женщинах, Маннергейме и искусстве — оправдательные и позитивные. Но не было ни одного научного труда, который бы описал и проанализировал историю отношений между Советским Союзом и Финляндией при Маннергейме с 1917 по 1946 год.

Владимир Барышников раскрывает в книге ключевые эпизоды и отвечает на важнейшие вопросы:  был ли Маннергейм героем гражданской войны в Финляндии; что такое «белый террор» в Финляндии, каковы были его масштабы и как он повлиял на Советскую Россию; идея «Великой Финляндии» Маннергейма; истоки «культа Маннергейма»; кто такой Маннергейм — «белый генерал» или финский маршал; какова роль финских войск в блокаде Ленинграда, на чем основаны заявления, что финны чуть ли не спасли Ленинград от нацистов; геноцид и этнические чистки финских войск под командованием Маннергейма в оккупированной Карелии; почему Маннергейм избежал Хельсинского процесса над финскими военными преступниками.

С первых дней своего участия в гитлеровской агрессии, Маннергейм выступал за создание «Великой Финляндии», куда включалась территория, никогда не находившаяся под финским контролем. «Для этого, — проводит параллель Барышников, — Маннергейм уничтожал русских, белорусов и другие народы. Маннергейм, как и Гитлер, строил своё «жизненное пространство». В 1941—1944 гг. финские войска в Карелии действовали ещё более жестоко, чем в отношении Ленинграда, они совершали геноцид». О захватнических и колонизаторских планах в Карелии Маннергейм откровенно высказался в приказе №3 от 10 июля 1941 года о начале боевых действий против Советского Союза. Этот документ приведён в книге с личной правкой Маннергейма.

Автор сообщил, что книга написана на финских и российских архивных источниках, содержит богатый иллюстративный ряд, в котором немало уникальных фотографий.

Историк и основатель проекта «Цифровая история» Егор Яковлев отметил, что одним из источников распространения мифа о Маннергейме как «спасителе Ленинграда» был писатель Даниил Гранин. С годами к этой абсурдной идее добавились заимствования у иностранных ревизионистов:

    — о якобы оборонительной войне финнов, вызванных налётом советской авиации на финские аэродромы 25 июня 1941 г. Опровержением этой спекуляции является схема налёта немецкой авиации с финских аэродромов на Ленинград 22 июня 1941 г., приводимая в книге.

    — о том, что финны в 1941—1944 гг. вели против Советского Союза якобы свою, отдельную от Гитлера войну, «войну-продолжение» за территории, потерянные по Московскому мирному договору 1940 г. Этот фейк разбивается о признание бывшего начальника штаба армии «Норвегия» Эриха Бушенхагена. Он показал, что ещё в декабре 1940 г. на совещании по плану «Барбаросса» у Франца Гальдера присутствовал начальник финского Генштаба. Поэтому СССР смог добиться в приговор пункта, что Финляндия не вела свою войну против СССР, а примкнула к Гитлеру. Маннергейм — союзник Гитлера.

«Но в некоторых кругах до сих пор есть запрос на то, чтобы изображать Советский Союз агрессором. Это служит оправданием якобы вынужденного военного союза Маннергейма с Гитлером. Нам недоставало большой научной книги, которая осветила бы все эти вопросы. Теперь она есть. Нам надо помнить, что оправдание Маннергейма — это первый шаг на пути к оправданию Гитлера», — заключил петербургский историк.

Продолжая антифейковый обзор Егора Яковлева, карельский историк профессор Сергей Веригин отметил родство и даже бо́льшую жестокость финского оккупационного режима, чем нацистского — оказывается, и это возможно. К началу декабря 1941 г. финны оккупировали 2/3 территории республики и по инициативе Маннергейма установили жестокий оккупационный режим. Приказ о создании «Военного управления Восточной Карелии» был издан 15 июля 1941 г. — за несколько месяцев до того, как начнётся оккупация, когда ещё шли бои. Этот приказ Маннергейм подписал лично. Он осуществлял свою идею о «Великой Финляндии» за счёт присоединения Карелии и осуществления на ее территории этнической сегрегации.

«Маннергейм является архитектором политики геноцида в Карелии», — заявил карельский историк. «Он создал более 100 мест принудительного заключения, включая 14 концлагерей для мирного населения обоих полов и всех возрастов». Идеей-фикс Маннергейма было создать этнически «чистую» «Великую Финляндию» для финнов и родственных им народов.

Сергей Веригин подчеркнул, что сейчас Следственный комитет Российской Федерации открыл уголовное дело о признании геноцидом финской оккупационной политики в Карелии в 1941—1944 гг.

По мнению директора Фонда «Историческая память» Александра Дюкова, причины «культа Маннергейма» в современной России — недостаточная информированность общества и бытование мифов. «Установка памятной доски Маннергейму — это трагедия. Из общения с многими людьми, — удивляется историк, — я понял, что они не знают элементарных фактов о финском маршале. Так, например, мои собеседники не знали, что финны простреливали пути сообщения Ленинграда с «большой землёй», а в октябре 1941 г. пытались перерезать «Дорогу жизни». Многие не знали о политике расовой сегрегации и этнических чисток в Карелии. Книга Владимира Барышникова — это наш вклад в просвещение широкой публики», — акцентировал внимание Александр Дюков.

Соиздатель книги, директор издательства «Кучково поле» Георгий Кучков также обратился к формированию мифологизированного представления о финском маршале Маннергейме у российской аудитории. «В 1990-е годы, когда обрушилась советская идеология, началась массовая ревизия исторической памяти. Дошло до того, — поражается он, — что главными героями россиян стали: в Отечественную войну 1812 года — Наполеон, а в Великую Отечественную войну — Маннергейм!» Тогда же, по его словам, появилась и тенденция к обелению деятельности коллаборантов Второй мировой войны, которую они вели до 1939 г. Дошло до того, что Маннергейма назвали чуть ли не агентом Сталина.

Помимо откровенно лживых опусов, считает книгоиздатель, у нас очень мало исторических книг для широкой публики. Учёные зачастую пишут сложным языком и об очень специфических вопросах. Но представляемая книга — совсем другого рода. «Её смогут читать все: от профессиональных историков до старшеклассников. Она написана лёгким для понимания языком и в захватывающей манере. Кроме того, автор в полной мере понимает, что сегодня важны не только фундированные исторические факты, но и их интерпретации и оценки», — заключил Георгий Кучков.

В заключение Вероника Крашенинникова и Владимир Барышников отметили, что Иосифу Сталину удалось переиграть Карла Маннергейма, который на протяжении нескольких десятилетий был врагом советской власти. 7 ноября 1944 г. Маннергейм поздравил Сталина с очередной годовщиной Октябрьской революции: радикальный монархист и противник России в любом её виде отправил телеграмму своему военному противнику по случаю социалистической революции. Маннергейм был сломлен. Более того, с его согласия осенью 1944 г. в финское правительство вошли коммунисты. Взамен за это Сталин позволил Маннергейму уехать из Финляндии на время Хельсинского процесса. Советский вождь считал, что финны сами отринут Маннергейма, узнав о его преступлениях. Так и произошло. Через 10 дней после возвращения Маннергейма из Португалии, он подал в отставку. Но перед этим он успел предложить Советскому Союзу договор о взаимопомощи — сделал то, чего Сталин добивался с конца 1930-х годов. 


Возврат к списку