ИНВИССИН выступил с инициативой о разработке Закона о регистрации иностранных агентов. ИА REGNUM публикует материал Вероники Крашенинниковой «России нужен Закон о регистрации иностранных агентов — как в США».

20.01.2012

Планы по либерализации политической системы России, обнародованные в президентском послании, реализуются в особой спешке и в самый неподходящий момент — в преддверие президентских выборов, которые некоторые вашингтонские круги совместно с российской "оппозицией" используют в попытке "смены режима" в России.

Но, прежде чем вводить свободную конкуренцию в политическом поле, необходимо установить честные и справедливые условия для этого процесса. Сегодня такие правила отсутствуют, ибо большая часть общественно-политического пространства занята западными и клонированными ими российскими НПО.

Прибытие на пост посла США в Москве высококвалифицированного специалиста по подрывной работе Майкла Макфола, который уже на 2-ой день работы провёл встречу с "западной диссидентурой" — как в свое время называл себя и единомышленников Владимир Буковский — чётко обозначает приоритеты Вашингтона в России. При этом США настаивают на полной свободе действий для своих подопечных.

Однако сами Соединённые Штаты решают проблему иностранного влияния на своей территории очень жёстко. В США существует Закон о регистрации иностранных агентов — The Foreign Agents Registration Act (FARA, www.fara.gov), который устанавливает порядок деятельности лиц, представляющих иностранные интересы внутри страны. Закон был принят в 1938 в ответ на германскую пропаганду, ведомую Третьим рейхом в преддверие Второй мировой войны. Война давно закончилась — закон действует и поныне.

Закон обязывает регистрироваться и регулярно отчитываться лиц, представляющих интересы зарубежных правительств, партий и организаций — "иностранных принципалов". Регистрация и мониторинг осуществляется Отделом регистрации иностранных агентов Управления контрразведки Департамента национальной безопасности Министерства юстиции США (FARA Registration Unit — Counterespionage Section — National Security Division — Department of Justice).

"Лица" в законе определяются как физические и юридические лица: партнерства, ассоциации, корпорации, организации и любые комбинации физических лиц. Наличие контракта между представителем и принципалом не обязательно — достаточно взаимного вербального согласия. "Иностранный принципал" определяется как правительство (любого уровня), политическая партия, частное лицо иностранного государства, партнерства, ассоциации, корпорации, организации или другие комбинации персон, зарегистрированные или ведущие основную деятельность в иностранном государстве.

"Агентом иностранного принципала" считается любое лицо — агент, представитель, сотрудник, служащий — действующее по приказу, просьбе или направляющим указаниям иностранного принципала. Определение распространяется и на граждан США: например, если американский гражданин по соглашению с какой-либо российской правительственной или неправительственной структурой размещает статьи в американских СМИ в интересах России, он обязан зарегистрироваться как "иностранный агент".

Подотчетная деятельность агента согласно закону включает: политическую деятельность; связи с общественностью и СМИ, информационные услуги, политическое консультирование; сбор или раздачу финансовых средств и ценных предметов; представление интересов иностранного принципала перед любыми ведомствами и госслужащими США. Под определение подотчетной деятельности попадает также культура, экономика и даже туризм.

При первичной регистрации заполняется Регистрационное заявление на 6 страницах: полная информация об агенте, включая всех сотрудников организации, описание всей деятельности агента — а не только деятельности в интересах иностранного принципала, структуры собственности, информация об иностранном принципале, полученные от него средства и ценные предметы, на что были потрачены средства с указанием получателей, распространяемые информационные материалы — в каких СМИ размещены, какими способами распространяются, кто участвует в распространении (включая подрядчиков). Каждые 6 месяцев агент обязан представлять обновленную информацию в формате дополнительного заявления.

Регистрация дополняется четырьмя приложениями: дополнительная информация об иностранном принципале; описание отношений между иностранным принципалом и агентом — договор или текст устной договоренности; учредительные документы агента для юридических лиц; отчёт о средствах, собранных в интересах принципала.

В процессе деятельности агента все информационные материалы и переписка с официальными лицами США и американскими СМИ направляется Генеральному прокурору в течение 48 часов, в 2 экземплярах. Эти материалы полностью открыты для общественного контроля. На всех распространяемых агентом информационных материалах на видном месте должны быть отмечено: "Материалы распространяются в интересах иностранного принципала (имя-название)".

Агент должен предоставлять все документы и записи, связанные с его деятельностью, по первому требованию для инспекции. Министерство юстиции предоставляет документы Госсекретарю, когда деятельность агента затрагивает внешнеполитические интересы США. Наконец, наказание за неисполнение закона, за предоставление неверных сведений, за не предоставление должных копий документов и фактов — штраф до 10 000 долл., или до 5 лет лишения свободы, или и то, и другое. Любой иностранец, признанный виновным в нарушении этого закона или в планах (сговоре) нарушить этот закон, будет депортирован.

Такой закон необходимо принять в России.

Вероника Крашенинникова — генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН, Москва)

Опубликовано 11:16 20.01.2012
Документ: http://www.regnum.ru/news/1490137.html


Все материалы по Закону о регистрации иностранных агентов

Возврат к списку