«Маннергейм и геноцид народа СССР: 80-летие начала блокады Ленинграда» — обсуждение книги В.Н. Барышникова в ИА «Регнум»

07.09.2021
  • Обсуждение книги В.Н. Барышникова «Маннергейм и геноцид народа СССР: 80-летие начала блокады Ленинграда» в ИА «Регнум». Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Обсуждение книги В.Н. Барышникова «Маннергейм и геноцид народа СССР: 80-летие начала блокады Ленинграда» в ИА «Регнум». Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Модест Колеров. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Модест Колеров. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Владимир Барышников. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Владимир Барышников. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Вероника Крашенинникова и Владимир Барышников. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Вероника Крашенинникова и Владимир Барышников. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Вероника Крашенинникова. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Вероника Крашенинникова. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Дмитрий Буневич. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Дмитрий Буневич. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Сергей Тарасов. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Сергей Тарасов. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Владимир Барышников. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Владимир Барышников. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Олег Назаров. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Олег Назаров. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Модест Колеров и Вероника Крашенинникова. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Модест Колеров и Вероника Крашенинникова. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

  • Сергей Веригин. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

    Сергей Веригин. Фото: Василий Иванов, ИА REGNUM.

Информационное агентство «Регнум» провело обсуждение книги «Маннергейм и Советский Союз» профессора В.Н. Барышникова в преддверии 80-летия со дня установления блокады Ленинграда 8 сентября 1941 г. Книга вышла в издательстве «Кучково поле» в совместной с ИНВИССИН серии «Реальная политика».

Книга «Маннергейм и Советский Союз» рассматривает личность финского маршала-барона через призму его отношения к Советскому Союзу и его непрерывную борьбу против всего, что связано с советской властью. Труд основан на материалах российских и финских архивов, содержит уникальные фотографии, среди них — личная правка Маннергеймом руководящих документов о целях и методах войны и оккупационной политики на захваченной территории СССР.

Главный редактор «Регнума» Модест Колеров открыл обсуждение словами: «Для нас тема борьбы за историческую память — традиционная и священная. Именно «Регнум» был информационным и административным инициатором обращения в Генеральную прокуратуру против памятной доски Карлу Маннергейму в Санкт-Петербурге. Ее установка была позорной, преступной и уголовной — с недавнего времени — инициативой по отношению к памяти о Великой Отечественной войне». Он также обратил внимание на то, что открывавшие доску люди лицемерили: на ней написано посвящение «русскому генералу», а в пресс-релизе Кремля говорилось о «финском маршале».

«Мы исходим из того, что Маннергейм — соучастник гитлеровской агрессии и организатор геноцида русского народа в Карелии. Никакой заслуги Маннергейма перед Ленинградом, кроме блокадного геноцида, нет», — сформулировал позицию Колеров. По его словам, «любители» Маннергейма говорили, что финский маршал остановился сам на подступах к Ленинграду, что он, дескать, не обстреливал город, как это делали гитлеровские войска. Но в действительности финские силы обстреливали «Дорогу жизни».

Его мнение поддержала Вероника Крашенинникова: «Ваша оценка барона-маршала-президента — сама точная. Здесь спорить не о чем. Но есть люди, которые любят порассуждать в стиле «генерал Власов — он предатель или герой?». Они ставят целью расшатать аксиомы и заставить нас доказывать того, что фашизм — это зло. А если подобные аксиомы требуется доказывать, то значит, противник уже побеждает».

Продолжая тему формирования мифа о Маннергейме в России, автор книги Владимир Барышников, отметил, что эта проблема возникла в условиях «политкорректных» умолчаний, а в последние годы была заполнена низкосортной и откровенно пропагандистской литературой, охватывавшей все стороны жизни Маннергейма, кроме самой важной для нас — его отношения к нашей стране. «Мне было важно высветить то, что не было исследовано ранее. Так, на русском языке ранее не было ни одной работы об отношении Маннергейма к Советской России и СССР. А ведь это главное, что должно нас интересовать», — подтвердил автор.

Осмысление деятельности финского маршала и его подчинённых в ходе трёх войн против Советской России и СССР — важный фактор, помогающий нам осознать действительные цели и масштабы войны стран-союзниц нацистской Германии против нашей страны. По мнению карельского историка, профессора Петрозаводского государственного университета Сергея Веригина, финская оккупация не только не отличалась, но в некоторые периоды была даже более жестокой, чем нацистский режим. Финны заключили в концлагеря 50 тысяч человек из 86-тысячного населения республики, которых Маннергейм посчитал «пришлыми». В концлагерях вскоре начался голод и эпидемии, а в 1942 г. смертность в финских концлагерях была выше, чем в гитлеровских.

Историк и основатель проекта «Цифровая история» Егор Яковлев рассказал  о нередких эпизодах прославления Маннергейма. «В 2001 г. я пришел на лекцию о Маннергейме в стенах Российской национальной библиотеки и услышал там системное изложение мифа о Маннергейме как о, якобы, белом генерале, который всегда любил Петербург и русский народ, был предан Николаю II. Что, дескать, участие Маннергейма в войне против Советского Союза — случайность. Что он, якобы, вёл свою, отличную от Гитлера, войну и боролся только против большевиков». Смысл подобного обеления союзника Гитлера очевиден. «Реабилитация Маннергейма — первый шаг на пути к реабилитации Гитлера», — подвёл итог петербургский историк.

Эта фундаментальная работа поможет российскому обществу сформулировать информированный взгляд на личность Карла Маннергейма. Подводя итог, Вероника Крашенинникова поблагодарила автора за глубокую работу: «Эта книга станет непреодолимым препятствием на пути всех симпатизантов и поклонников Маннергейма». 

Возврат к списку