ИНСТИТУТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНИЦИАТИВ
В Общественной палате прошло заседание Российского общественного совета по международному сотрудничеству – главным докладчиком выступил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.
05.12.2017
«Я не могу как-то иначе назвать то, что происходит сейчас между Россией и США, кроме как холодной войной номер два. Но если в первой такой войне были какие-то барьеры, через которые стороны не позволяли себе переступать, то сейчас их нет», — заявил заместитель Секретаря Общественной палаты РФ и председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Сергей Орджоникидзе 5 декабря на очередном заседании совета, темой которого стали проблемы отношений между Россией и США и перспективы их развития.
Главным докладчиком на круглом столе выступил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Его оценка была еще более неутешительна: так, помимо того что период отношений крайне сложный, тяжелый и сравним с холодной войной, он характерен «отсутствием внятных, а главное, признанных обеими сторонами правил игры и отсутствием алгоритма, к которому можно было бы прибегнуть для управления кризисами».
«Москву тревожит уровень негатива и сознательно культивируемых в США антироссийских настроений. Это буквально цунами, которое захлестнуло Америку, и нам предстоит разобраться, насколько эти настроения проникли вглубь американского общества», — сказал он, отметив, что разные опросы не дают на это полного ответа, но реальность состоит в том, что настроения в вашингтонских и крупногородских элитах по отношению к нашей стране резко ухудшились.
«Эта ситуация не имеет аналогов за всю историю существования США. И непонятно, сколько времени пройдет, прежде чем все начнет меняться», — добавил Рябков.
При этом он отметил, что нельзя говорить о том, что диалога между США и Россией нет. По его словам, он идет, и достаточно интенсивно — и на уровне Рекса Тиллерсона и Сергея Лаврова(следующая встреча планируется на ближайшие дни), и на уровне глав государств (к примеру, встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом на саммите АТЭС, где президенты успели пообщаться четыре раза и одобрили заявление по Сирии).
О том, что из себя представляет личность Дональда Трампа, какую политику он ведет и чего стоит от него сегодня ожидать, говорила член ОП РФ, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. По ее словам, ожидать от него каких-то перемен и попыток внести положительный вклад в американско-российские отношения, после того как он добьется самой высокой власти в США, не стоило.
«Если рисовать портрет президента Дональда Трампа, то самый подходящий образ для него — это тот самый карикатурный дядя Сэм с мешком долларов и ракетами, — сказала она. — Милитаризм — это его отличительная черта, и если он всегда подходил очень резко к решению вопросов в бизнесе, то ситуация, когда он еще и вооружен теми военными средствами, которыми обладают Соединенные Штаты, — это причина для серьезной озабоченности».
По ее словам, политические взгляды Трампа отличают его очевидный расизм и антимусульманская идеология. «Российские СМИ не передают его высказывания, но если переводить их на русский язык, то это прямые призывы к расовой ненависти, которые у нас бы рассматривались как экстремизм и попадали под статью 282 Уголовного кодекса РФ. Те ролики, которые он выставил в своем „Твиттере“ на днях, у нас в России были бы запрещены», — рассказала эксперт.
«Такого человека мы имеем в качестве президента США. Естественно, и на главные государственные посты он выбирает и выставляет людей, себе подобных, — рассказала Крашенинникова. — К примеру, таким образом главой Совета по национальной безопасности стал (правда, на очень короткий срок) генерал Майкл Флинн, которого предыдущая администрация уволила в связи с неадекватными действиями на посту главы военной разведки».
Завершая заседание, Сергей Орджоникидзе отметил, что в таких жестких условиях России нужно демонстрировать твердость и не поступаться своими интересами, продолжать свою линию, несмотря на сложности и пессимизм.
«При этом роль общественной дипломатии должна быть модифицирована и усилена. Когда не хватает конструктивных контактов на уровне правительств, для нее создается дополнительное поле возможностей», — сказал он, добавив, что публичная дипломатия может помочь нашему государству выйти из этого тяжелого периода в международных отношениях России и США.