В серии «Реальная политика» вышла новая книга – «Теория искусства в Италии 1450-1600» британского историка искусства и советского разведчика Энтони Бланта
«Теория искусства в Италии 1450-1600» Энтони Бланта – очередная книга в серии «Реальная политика», которую наш Институт публикует совместно с издательством «Кучково поле».
Автор книги Энтони Блант был ведущим британским историком искусства, впоследствии куратором королевской коллекции и служил в британской контрразведке MI5. Однако в действительности он работал на советскую разведку в составе «Кембриджской пятерки» – самой успешной разведывательной группы в истории спецслужб. В период наступления фашизма в Европе, его выбор встать на службу Советскому Союзу определялся ценностями гуманизма, которые создала эпоха Возрождения в Италии. Вера в человека и вера в разум – это идеалы, которые стимулировали эпоху Просвещения, Великую французскую революцию, построение Советского Союза и победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
В своем предисловии к книге Вероника Крашенинникова разъясняет выбор и смысл книги.
"Читатель нашей книжной серии, увидев книгу об искусстве, может удивиться: как от развенчивания американских секретных операций мы вдруг пришли к истории искусства эпохи Возрождения?
Пришли, заверяю, самым прямым путем. Эта книга – столь же политическая, как и предыдущие. Кроме того, она поднимает более глубокие пласты политики – пласты ценностей и целеполагания.
Первая особенность этой книги в том, что она обращается к истокам той политической и общественной мысли, которая впоследствии стимулировала Эпоху Просвещения в Европе, Великую французскую революцию, построение Советского Союза и победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Именно в эпоху раннего Возрождения, в начале XV века, во Флоренции начало формироваться новое отношение к миру и к людям: вера в человека и вера в разум. На этом фундаменте выстроились ценности гуманизма, научного и социального прогресса. Эти ценности привели в дальнейшем к самым высоким мировым достижениям в искусстве и науке, в общественной и политической мысли, в государственном строительстве.
Вторая уникальная особенность этой книги состоит в персоне ее автора. Энтони Блант был ведущим британским историком искусства, куратором королевской коллекции. Но была в его жизни и другая профессиональная линия: Энтони Блант был членом «Кембриджской пятерки» – группы блестящих, отважных британцев, которые в 1930-е годы приняли решение работать на Советский Союз. «Кембриджская пятерка» – Ким Филби, Энтони Блант, Гай Берджесс, Дональд Маклин и Джон Кэрнкросс – вошла в историю как самая результативная и успешная разведывательная группа в мире.
Блант закончил текст «Теорий искусства в Италии» в январе 1940 года, в штаб-квартире Британского экспедиционного корпуса в Булони под Парижем, будучи на службе британской контрразведки MI5. Через несколько месяцев, в мае, приближение войск Вермахта заставило британцев эвакуироваться из капитулирующей Франции. В предисловии Блант отдельно выражает свою признательность «Гаю Берджессу за поддержание постоянной дискуссии и за предложения по наиболее принципиальным моментам». Надо полагать, «наиболее принципиальные моменты» в разговорах двух британцев-антифашистов на службе Советскому Союзу выходили далеко за рамки искусства.
Во время войны Энтони Блант передавал советским коллегам информацию «Ультра» – перехваченные и дешифрованные британцами коммуникации Третьего рейха. Эти сообщения были столь важны, что в британской классификации получили кодовое название «Ultra Secret» – выше, чем информация наивысшего уровня секретности «Most Secret». Уинстон Черчилль сказал королю Георгу VI: «Именно благодаря Ультра мы выиграли войну». Примечательно, что Черчилль не собирался делиться перехваченной немецкой информацией с СССР, даже в самые сложные для советской страны 1941-1942 годы.
Именно ценности Возрождения, гуманистические и прогрессивные взгляды убедили лучших представителей высокого британского общества встать на службу СССР. В исторический момент, когда человеческая цивилизация была под угрозой уничтожения, и только Советский Союз твердо выступил против нацизма, во всех частях мира отважные и честные люди – кто открыто, кто подпольно – встал на сторону социалистической страны. Когда в 1936 году в Испании произошла первая в Европе схватка с фашизмом, 2 800 американских волонтеров отправились в Испанию в составе «Бригады Авраама Линкольна». После этого в родной стране ФБР объявило их «представляющими риск для безопасности» и запретило давать офицерские звания и награды на фронтах Второй мировой войны.
Для британского историка искусства и советского разведчика Энтони Бланта были очевидны параллели между гуманизмом Возрождения и советским проектом социальной справедливости – тогда как Третий рейх представлял современное воплощение средневековой инквизиции, насилия и мистицизма. Для Бланта, защита Советского Союза от нацистской угрозы была политическим и моральным эквивалентом обороны Флоренции от атаки Карла V, императора Священной Римской империи – которая, к слову, не была ни священной, ни римской.
Гуманисты всех времен демонстрировали решительную готовность к защите своих идеалов военными средствами. Автор вечной красоты «Моны Лизы» Леонардо да Винчи был, в современной терминологии, разработчиком самых современных видов вооружений той эпохи. Микеланджело во время осады Флоренции в 1529-1530 годах разрабатывал планы фортификации города.
Советский человек был воспитан на ценностях гуманизма, социального и научного прогресса. Именно такая система ценностей подняла советский народ против варварской агрессии фашизма и затем, в период «холодной» войны позволила построить самую могущественную военную оборону для страны и для наших союзников в мире. Вот, одним снимком легендарного военного фотографа Дмитрия Бальтерманца, портрет советского человека: в 1945 году в Берлине солдаты Красной армии играют на фортепиано в разрушенном доме – они и фашизм победят, и Чайковского исполнят.
Несмотря на разрушение великой советской державы, несмотря на смену политического строя, и в современной России живы традиции гуманизма. Блестящее тому доказательство – концерт маэстро Валерия Гергиева в сирийской Пальмире 5 мая 2016 года. Большинство зрителей – российские военнослужащие, помогающие сирийской армии освобождать страну от нового воплощения бесчеловечного средневекового насилия – международного терроризма.
Российские вооруженные силы вместе с Валерием Гергиевым в Сирии – современное олицетворение цивилизации в борьбе против варварства, сегодняшние защитники ценностей эпохи Возрождения, которые освещают и путь возрождения России".