24 апреля в Общественной палате РФ состоялось заседание Россовета «Методы и технологии деятельности российских исследовательских центров, научных учреждений и ВУЗов, получающих иностранное финансирование». В заседании участвовала В.Крашенинникова

24.04.2014

Доклад «Методы и технологии деятельности зарубежных и российских исследовательских центров, а также исследовательских структур и ВУЗов, получающих финансирование из зарубежных источников: анализ и обобщение» (760 кБ)

Заявление по итогам заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате Российской Федерации (120 кБ)

Источник: http://www.oprf.ru/press/news/2014/newsitem/24748

Методы и технологии деятельности российских исследовательских центров, научных учреждений и вузов, получающих иностранное финансирование, обсудили 24 апреля участники заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии с представителями федеральных органов власти, профильных ведомств, исследовательских институтов и вузов.

«Всем хорошо известно, что ряд отдельных исследовательских центров, научных учреждений и вузов получает зарубежное финансирование и ведет политическую деятельность, оказывая влияние на формирование политики и общественного мнения в России, так же как и некоммерческие организации», — заявил председатель Совета Сергей Орджоникидзе.

«Очевидно, что у каждой страны есть свои интересы в отношении России, очень часто они не совпадают с национальными государственными интересами нашей страны. Мы хотели бы знать, какого характера эта деятельность, какова тематика, кто финансирует», — подчеркнул он.

По его словам, в Соединенных Штатах Америки некоммерческие организации, научно-исследовательские и преподавательские центры работают вместе с правительством. «Никогда не видел более-менее серьезного учреждения, которое работало бы в США против своего правительства. В отношении таких принимаются те или иные жесткие меры. У нас отношение другое: уведомительный порядок, у Индии — разрешительный», — отметил Орджоникидзе.

«Надо знать, чем занимаются эти организации. Какие институты, в интересах каких стран действуют на территории России. Структуры, о которых идет речь в докладе, финансируются всеми известными Центром Карнеги, Фондом МакАртура, фондом Форда и другими, основной капитал которых сформирован США и в частности Госдепартаментом. Участвует в финансировании и НАТО. Вопрос, который мы поднимаем, крайне важен для невмешательства во внутреннюю политику сил, заинтересованных в ослаблении страны», — подчеркнул Орджоникидзе. Подобные организации, по его словам, работали на Украине.

«6 марта был представлен доклад, подготовленный Российским институтом стратегических исследований совместно с Центром актуальной политики «Методы и технологи деятельности российских исследовательских институтов, получающих иностранное финансирование», — отметил председатель совета по международному сотрудничеству.

Авторы доклада обратили внимание на деятельность Российской ассоциации политической науки, Центра политических исследований России (ПИР-центр), АНО «Левада-центр» и других. «К примеру, накануне выборов в 2012 году Левада-центр в соответствии со своими опросами отмечал, что Владимир Путин пользуется поддержкой лишь 30% населения», — подчеркнул председатель Совета.

«А как должны строиться в новых условиях взаимодействия НКО и государства? Надо вести дело к замещению иностранного финансирования российским», — отмечали многие участники заседания.

Многие согласились, что не должно быть проектов со стопроцентным иностранным финансированием, а если российское финансирование составит пятьдесят процентов, то можно подпустить и подумать о других.

Он предложил создать фонд, который финансировал бы исследования для внешнеполитических организаций.

«Мы крупная держава, мы не должны быть на чьем-то содержании», — подтвердила член ОП, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

Оксана Гаман-Голутвина, президент Российской ассоциации политической науки уверяла в необходимости продвижения российских интересов через неправительственные организации, которые действовали бы на постсоветском пространстве.

Она выразила сожаление, что из-за отсутствия российского финансирования, вузы и исследовательские организации вынуждены обращаться к иностранному финансированию. МГИМО, например, финансируется только на 30%.

Вероника Крашенинникова указала на то, что в России предоставляются президентские гранты. Она, в частности, подчеркнула, что те, кто жалуется на отсутствие денежных средств, почему-то не хотят просить их у своего государства.

Оксана Гаман-Голутвина и член совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Светлана Айвазова уверяли, что в докладе содержатся неточности и ошибки.

По их мнению, использование термина «иностранный агент» подрывает доверие к НКО.

«Обидно, когда записывают в иностранные агенты», — отметил член Международно-правового совета при МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Владимир Котляр. Но значение слов «Foreign agent» имеет иной смысл, «это вовсе не обвинение в шпионаже», — подчеркнул он.

«Надо признать, что есть практика через НКО влиять в интересах тех или иных служб. Некоммерческий сектор был катализатором дестабилизации в Украине», — напомнил собравшимся член Общественной палаты Георгий Федоров.

Сергей Марков, руководитель Межкомиссионной рабочей группы ОП по международному сотрудничеству и общественной дипломатии согласился с автором доклада, что создается система иностранного воздействия на российское общество: «Полагаю, что как закон „Об НКО“, так и этот доклад являются реакцией на усиливающееся внешнее давление».

По его мнению, должны быть созданы российские фонды финансирования. Должна быть создана система участия России в иностранных проектах. В законодательстве должно быть четко прописано, что такое политическая деятельность в интересах иностранного государства.

Михаил Смолин, заместитель директора Российского института стратегических исследований, в котором был подготовлен доклад, отметил: «Мы внимательно следим за реакцией на Доклад. В определенной степени она нервная, что совершенно естественно. Но мы опубликовали не всю информацию, так как знаем значительно больше».

По его мнению, для России наибольшую опасность представляет тот факт, что грантопотребители «исследуют не для себя, а для передачи своим заказчикам, проявляющим свое недружелюбное отношение к России».

По итогам заседания Российского общественного совета было принято заявление.


Возврат к списку