19 ноября в Общественной палате состоялось заседание Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии, посвященное ситуации в Афганистане в связи с сокращением в 2014 году военного контингента США
Выступление В.Ю.Крашенинниковой, члена Общественной палаты РФ на заседании Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии «Ситуация в Афганистане в связи с выводом в 2014 году международных коалиционных сил и меры ОДКБ по обеспечению стабильности в Центральноазиатском регионе» 19 ноября 2013 г.
Уважаемые коллеги!
Сергей Александрович в финале своего выступления сказал, что сгущает краски. На мой взгляд – отнюдь не сгущает, и найдутся еще более негативные сценарии.
Прежде всего, хотелось бы заметить, что в отношении «фактора-2014» года нам необходимо отказаться от термина «вывод американских войск из Афганистана». В реальности речь идет не о выводе, а о трансформации американского присутствия в этой стране. Почему?
Во-первых, на место регулярных войск, численность которых сокращается, вводятся меньшее число сил специального назначения, гораздо более эффективных.
Во-вторых, функции подготовки афганских военных и силовиков передаются из Министерства обороны США в Государственный департамент. Внутри департамента этим занимается Управление по международной борьбе с наркотиками и охране правопорядка (Bureau of International Narcotics and Law Enforcement Affairs). Его руководитель Уильям Браунфилд (William Brownfield) ранее служил послом США в Венесуэле, и дважды получал от президента страны Уго Чавеса предупреждения о высылке за ведение подрывной деятельности. Браунфилд также был послом США в Колумбии, боролся с наркотиками и укреплял правопорядок, в частности в Боснии и Косово. С известными результатами.
В-третьих, военные функции исполняют частные военные компании-подрядчики Пентагона. Их число сложно поддается счету. Во время активных боевых действий в Ираке и в Афганистане, их численность превышала численность регулярных войск.
Наконец, самое убедительное доказательство – если требуется – это двусторонний договор о безопасности, который администрация Обамы планирует подписать с руководством Афганистана до конца текущего года. Этот договор утверждает военное присутствие США в Афганистане на неограниченное время. Договор обсуждался давно, и основным камнем преткновения было – попадут или нет военные и гражданские лица США под афганскую юрисдикцию. Так вот, согласно договору – не попадут.
Более того, Вашингтон использует так называемую проблему Афганистан-2014. Активно распространяется посыл: «мы уйдем, а афганская нестабильность захлестнет и всех вас, поэтому давайте мы окружим Афганистан по периметру базами, расположенными уже на вашей территории». Это касается Средней Азии. Наркотики и терроризм уже захлестнули. Сколько было наркотиков и терактов до вмешательства США в 2001? Минимальное количество. Которое непрерывно росло по мере того, как США «боролись» с ними.
Согласно вышедшему на днях докладу Управления по борьбе с наркотиками и преступностью ООН, производство опиатов росло в последние три года, и в этом году увеличится на 49% до 5 500 тонн.
Что делать нам?
Спасибо Николаю Николаевичу Бордюже за информацию о тех мерах, которые уже предпринимаются. Очевидно, что военные и другие меры в регионе требуется активизировать.
Во-первых, прекратить пустые надежды на «совместную борьбу против общих угроз» в США. США уже доказали за 12 лет, что реализуют другие цели. Сотрудничество с США не складывается. Даже в мелочах: на днях Конгресс США отменил финансирование поставок в Афганистан 15 российских вертолетов МИ-17. Требуется фундаментальный разворот в сознании: понять, что никто за нас наш южный фронт защищать не будет.
Во-вторых, усиливать российскую политику в Средней Азии и региональные организации безопасности, т.е. ОДКБ. Вместо того, чтобы критиковать ОДКБ за ее слабости, необходимо усиливать организацию в полномочиями, силами и средствами. Также необходимо активизировать сотрудничество с другими региональными державами, в частности Китаем и Ираном, заинтересованными в мирном развитии региона.
В-третьих, усиливать российскую политику в самом Афганистане и в частности запускать программы развития. Такие программы в Афганистане ведут Иран, Китай, Индия. Мы – не ведем. И это при том, что многие афганцы очень хотят работать с Россией – особенно вкусив американской «демократии».
Подвожу итог. Речь идет не о выводе, а о трансформации военного присутствия США в Афганистане. США не выведут войска из Афганистана, как не вывели их из Германии и Японии 68 лет после окончания Великой Отечественной войны. Ответственность за защиту наших южных границ лежит на нас. Следует ожидать дальнейшего обострения угроз, исходящих из Афганистана, но военное присутствие США на афганской земле не решает этих проблем. За 12 лет оккупации Афганистана США доказали на деле свое нежелание и неспособность заниматься теми проблемами, которые угрожают государствам региона. В противодействии этим угрозам мы можем сотрудничать с государствами региона – Средней Азии, Китаем, Ираном, Индией, и действовать в рамках региональных организаций, в особенности ОДКБ. Экспертное сообщество и СМИ должны оказать поддержку ОДКБ в деятельности организации.
По итогам заседания была принята Резолюция
Мы, участники заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате Российской Федерации,
рассмотрев возможные сценарии развития ситуации в Центральноазиатском регионе вследствие вывода международных коалиционных сил из Афганистана в 2014 году,
признавая важность происходящих в регионе событий как неотъемлемого вопроса актуальной международной повестки дня,
подчеркивая, что международные силы содействия безопасности (МССБ) находятся на территории Афганистана по решению Совета Безопасности ООН и имеют соответствующий мандат,
акцентируя внимание на том, что вывод МССБ с территории Афганистана должен осуществляться по истечении указанного мандата,
отмечая отсутствие результативности действий МССБ, основу которых составляют войска США и их союзников, в борьбе с террористическими и радикальными группировками на территории Афганистана,
объективно оценивая потенциальную угрозу увеличения наркотрафика, трансграничной преступности, неуправляемых потоков беженцев и мигрантов, что обусловлено отсутствием экономической инфраструктуры и ростом социальной напряженности в Афганистане,
учитывая важность предупреждения подрывной деятельности и своевременного пресечения возможных провокаций со стороны террористических и радикальных группировок на территории сопредельных государств,
не исключая вероятности военных конфликтов вследствие прогнозируемого обострения межгосударственных противоречий в странах Центральной Азии,
1. всецело поддерживаем активизацию мер, предпринимаемых Организацией Договора по коллективной безопасности (ОДКБ) в целях недопущения дестабилизации ситуации на центральноазиатском направлении;
2. признаем важность и равноценность усилий стран-членов ОДКБ по обеспечению стабильности и безопасности в регионе;
3. приветствуем усилия руководства ОДКБ по планомерной комплексной реализации военного, политического, социального аспектов обозначенной проблемы;
4. полагаем важным сфокусировать внимание на недостаточном освещении деятельности ОДКБ российскими средствами массовой информации в сравнении с освещением деятельности аналогичных западных структур;
5. во избежание слабой осведомленности российской общественности о мерах, предпринимаемых ОДКБ по обеспечению стабильности и безопасности в регионе на основе норм международного права, призываем средства массовой информации к широкому, качественному освещению соответствующей деятельности ОДКБ.
Чем обернется ситуация в Афганистане?
Источник: Общественная палата РФ
19 ноября прошло заседание Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате, посвященное ситуации в Афганистане в связи с выводом в 2014 году международных коалиционных сил и меры ОДКБ по обеспечению стабильности в Центральноазиатском регионе.
Главный вопрос профильных экспертов и представителей гражданского общества связан с тем, как это может сказаться на международной безопасности.
Председатель Совета, бывший заместитель Генерального Секретаря ООН Сергей Орджоникидзе подчеркнул, что «закономерно ожидать негативное влияние развития ситуации в Афганистане на государства-члены ОДКБ.
«Что ждет Россию после 2014 года? Это угрожающая нестабильность на южных границах, активизация лагерей боевиков в Афганистане, создание военных объектов США», — отметил председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Сергей Орджоникидзе.
Орджоникидзе отметил, что международные силы безопасности, основа которых составляют войска США, так и не добились перелома в борьбе с террористическими и радикальными группировками, ради чего, собственно говоря, и произошло вторжение. «В целом, ситуация в Афганистане крайне напряженная. Это связано с гибелью мирных жителей и пренебрежительным отношением к афганцам со стороны иностранных военных», — подчеркнул Орджоникидзе.
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа подтвердил, что ситуация в регионе далека от идеальной. Силами организации в этом году удалось изъять более 300 тонн наркотиков, а арсенала конфискованного у боевиков оружия, по словам Бордюжи, хватило бы на «целую дивизию».
Недавно эксперты ОДКБ зафиксировали напряженную обстановку на границе Афганистана и Таджикистана.
«Отряды талибов почти регулярно появляются в ближнем приграничье, — заявил Бордюжа. — Происходят боестолкновения с афганскими пограничниками. Количество афганских пограничных постов сокращено почти наполовину. Периодически появляются крупные бандформирования. В течение только одного года количество боестолкновений увеличилось в два раза».
Николай Бордюжа отметил, что ОДКБ систематически отслеживает обстановку и в подробностях докладывает о ней руководству стран-членов ОДКБ. Приближения 2014 года в организации не боятся — Генсек ОДКБ заявил, что существует «сценарий развития обстановки».
Член Общественной палаты Вероника Крашенинникова отметила, что, по ее мнению, в 2014 году произойдет «не вывод, а трансформация военного присутствия». «США не уйдут из Афганистана – точно так же, как они не ушли из Германии и Японии 68 лет после окончания Великой Отечественной войны», — считает эксперт.
При этом Крашенинникова не считает возможным рассчитывать на эффективность американских вооруженных сил в регионе. «По сути, за безопасность южных границ может нести ответственность только Россия, вместе с партнерами в регионе и региональными организациями, в особенности ОДКБ», — подчеркнула член Палаты.
Потенциальную угрозу для России в связи с ситуацией в Афганистане подтвердили остальные участники дискуссии.
«Нужно более серьезно относиться к тому, что может произойти в Афганистане. И заранее продумывать сценарий, исходя из самого негативного варианта развития ситуации», — отметил член ОП Максим Григорьев.
«Необходимо продумать какие-то технологии через общественные организации, находить и поддерживать те политические силы, которые могли бы быть нашими союзниками в этих странах», — высказал свои предложения член ОП Георгий Федоров.
Как отметил в своем заключительном слове Сергей Орджоникидзе, уже сейчас необходимо предпринимать усилия на уровне государственной и общественной дипломатии, в военной политической и других областях для нейтрализации нависающей угрозы в непосредственной близости от наших южных границ.
«Нужно налаживать контакты и начинать переговоры со странами, которые потенциально будут затронуты афганской нестабильностью. Нам надо быть готовыми к тому, что террористы могут оказаться не так далеко от столицы нашей родины», — заключил Сергей Орджоникидзе.