В Общественной палате обсудили эволюцию союзнических отношений: от Нормандии-1944 к холодной войне, к 75-летию высадки союзников

03.06.2019
  • В Общественной палате обсудили эволюцию союзнических отношений: от Нормандии-1944 к холодной войне, к 75-летию высадки союзников

    В Общественной палате обсудили эволюцию союзнических отношений: от Нормандии-1944 к холодной войне, к 75-летию высадки союзников

  • В Общественной палате обсудили эволюцию союзнических отношений: от Нормандии-1944 к холодной войне, к 75-летию высадки союзников

    В Общественной палате обсудили эволюцию союзнических отношений: от Нормандии-1944 к холодной войне, к 75-летию высадки союзников

По материалам Общественной палаты РФ

В Общественной палате РФ 3 июня прошел круглый стол «Эволюция союзнических отношений: от Нормандии-1944 к холодной войне», в котором приняли участие эксперты-международники, историки, политологи и обществоведы.

6 июня исполнится 75 лет с момента высадки союзников СССР по антигитлеровской коалиции в Нормандии. Это событие стало первой частью операции «Оверлорд», предусматривавшей освобождение всей Франции, и, более того, высадка ознаменовала открытие долгожданного второго фронта в Европе. 

«Сегодня этой высадке придается огромное значение на Западе, где она представляется якобы ключевым моментом Второй мировой войны. При этом намеренно замалчивается, как сильно Великобритания и Соединенные Штаты сопротивлялись и всячески откладывали открытие второго фронта», — сказал заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе.

Он отметил, что советская дипломатия всячески добивалась от союзников — Великобритании и США — начала боевых действий в северной Франции, чтобы оттянуть около 40 дивизий с советско-германского фронта и спасти если не миллионы, то по крайней мере сотни тысяч жизней.

Сергей Орджоникидзе отметил очевидность того, что американцы и англичане рассчитывали захватить как можно большую часть Европы и первыми войти в Берлин. Делалось это не столько с целью окончательного разгрома гитлеризма, сколько с желанием не пустить Красную армию в Западную Европу и, как следствие, не допустить распространение социалистической идеологии.

По его словам, в последние годы ситуация на историческом фронте, в частности вокруг Второй мировой войны, значительно обострилась: «Если в 1990-е и 2000-е американцы старались сместить акценты, выставить внесенный вклад США в победу в качестве наибольшего, то сегодня речь идет о полном замалчивании подвига советского народа, словно Советский Союз вообще не принимал участия в войне».

«Нам нужно дать отпор этим клеветникам, которые пытаются с последовательностью, достойной лучшего применения, приписать победу себе и вычеркнуть нашу страну из списка тех союзников, на которых легла основная тяжесть войны с немецко-фашистскими захватчиками», — заключил Сергей Орджоникидзе.

Заместитель директора историко-документального департамента МИД России Михаил Яковлев отметил: «Исторические темы важны в информационном и идеологическом противостоянии с западными странами и, к сожалению, с нашими ближайшими соседями, где происходят дикие вещи», — сказал он, напомнив о сносе бюста Георгия Жукова на Украине. Он предложил обратить внимание на распространение исторических знаний, на продвижение исторической правды среди населения России и особенно среди молодого поколения.

Заместитель председателя Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова отметила, что борьба за историю в последние годы разворачивается все более масштабно — как внутри России, так и за ее пределами.

Она презентовала две книги: «Мюнхен-1938: падение в бездну Второй мировой» — о том, как и почему образцовые демократии Великобритания и Франция пошли на соглашение с фашистскими режимами Германии и Италии и принесли в жертву союзное государство Чехословакию, и «Антигитлеровская коалиция — 1939: формула провала» о событиях весны и лета 1939 года, предшествовавших началу Второй мировой войны.

«Профессиональные историки создают эти работы для того, чтобы сделать исторические знания доступными для широкого круга людей. Эти книги предназначены для экспертов, политиков, журналистов и для более широкой аудитории. Это захватывающее чтение, гораздо более интересное, чем современные детективы — тогда разворачивались очень сложные интриги», — рассказала она.

Кандидат исторических наук, доцент заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Антон Комплеев отметил: 

«Тема Второй мировой войны из исключительно исторической и академической плоскости перешла сейчас в политическую. На протяжении десятилетий западная историография делала все, чтобы сформировать свою трактовку, свою концепцию войны и максимально сместить основную тяжесть боевых действий с советско-германского фронта на западный фронт».

В своем выступлении Комплеев подробно осветил один из примеров формирования исторического мифа о поворотной точке в истории мировой войны, автором которой можно считать Уинстона Черчилля. По словам историка, огромная работа по формированию концепции решающего вклада Великобритании в победу над нацизмом началась именно с его подачи.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик говорил о сотрудничестве советских и англо-американских спецслужб во время Второй мировой войны — о таких операциях, как «Ледоруб» (в ходе которой 34 советских разведчика были переброшены в оккупированные Германией страны Западной Европы) и «Бодигард» (операция по дезинформации командования вооружённых сил Германии).

О том, как и почему американская пропаганда превознесла роль высадки войск в Нормандии в истории, говорил Максим Синицын, старший эксперт научно-исследовательского центра «Репократия».

«После войны в США долгое время высадке не придавалось такого исторического значения, как сейчас. Первым американским президентом, проявившим особый интерес к событиям 6 июня 1944 года, стал Рональд Рейган», — показал исследователь. Выступая в Нормандии в 1984 году, американский президент противопоставил «освободительную» миссию США действиям Советского Союза, который якобы оккупировал Восточную Европу. В своей речи отсылкой к событиям сорокалетней давности он стремился сплотить союзников по НАТО для борьбы с «империей зла», рассказал Синицын. «Начиная с 1984 года высадка в Нормандии превратилась в миф, а мероприятия 6 июня стали такими масштабными», — подчеркнул он.

По словам Синицына, особый вклад в формирование этого мифа внесли при помощи Голливуда (Рональд Рейган был лидером кинематографического профсоюза). Ярким примером такой пропаганды стал один из самых кассовых фильмов о войне — «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, в котором описываются события во время Нормандской операции. Кроме этого фильма, можно отметить американские компьютерные игры, в которых часто упоминается высадка в Нормандии.

«Сначала идет политик, потом историк, потом сценарист и режиссер. По сути, Рейган запустил механизм, который сейчас работает сам по себе. Это ознаменовало новый этап американской пропаганды», — рассказал он.

Подводя итоги мероприятия, Сергей Орджоникидзе отметил, что в России тоже нужно использовать разные методы донесения информации — в том числе через книги, популярные брошюры, кинематограф, компьютерные игры, более понятные молодому поколению, за которым и будет стоять миссия дальнейшей защиты интересов государства.

Возврат к списку