15 апреля Вероника Крашенинникова выступила в Риге, в рамках Международного медиа клуба «Формат А3». Разговор начался с украинской тематики и охватил вопросы НАТО, неонацизма, неграждан, «мягкой силы» России и многие другие.
Источник: Международный медиа-клуб «Формат А3» http://www.format-a3.ru/events/event-153/
В рамках Международного Медиа-клуба «Формат А3» в Риге побывала политолог Вероника Крашенинникова – директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, руководитель Центра международной журналистики и исследований международного информационного агентства «Россия сегодня».
Конференц-зал отеля Astor Riga был переполнен, и организаторам пришлось ставить дополнительные стулья.
Такой интерес был вызван тревогой и озабоченностью латвийской общественности по поводу обострения внутриполитической ситуации внутри страны. Накануне министр обороны Раймонд Вейонис предложил НАТО увеличить свой контингент в Латвии и разместить здесь свои военные базы. А Национальный совет электронных средств массовой информации принял решение отключить телеканал «Россия».
Разговор начался с украинской темы
— Это предмет острой озабоченности, — сказала Вероника Крашенинникова. – Болит сердце за то, что там происходит. Киевские власти приняли решение стрелять по собственным гражданам, и это конец любой власти. Незадолго до референдума была в Крыму, и была глубоко впечатлена той общей радостью, которая там царила. Люди действовали абсолютно бескорыстно, не думали о постах.
Отвечая на вопрос, чем Украина так важна, что Россия готова из-за нее испортить отношения со всей Европой и Америкой, политолог сказала: «Тем, что это наш крупнейший сосед. А вот почему она так важна для Америки, которая находится за океаном? Потому что основная стратегия и цель американской внешней политики – предотвратить формирование государства или группы государств, cпособных бросить вызов американскому доминированию в мире. В отношении СССР они преследовали задачу раздробить союзное образование на ряд небольших, враждующих между собой княжеств. США почувствовали угрозу в том, что может возникнуть единое пространство, на котором ЕС будет сотрудничать с Россией и Китаем, и это уже для Америки опасно».
Сейчас Россия вернулась в высшую лигу мировой политики после кризиса 90-х. США возглавляют коалицию государств, которых это не устраивает – им выгодно было, когда Россия была слабой и c ней можно было не считаться.
«Что касается ситуации в Крыму, это для России сегодня вопрос принципиальный. Мы не торгуемся, мы не будем больше эту тему обсуждать, это наша твердая позиция, и она не изменится. Социологические опросы показывают что подавляющее большинство россиян (96%) считает правильным решение о принятии Крыма в состав Российской Федерации», — объяснила позицию по Крыму Крашенинникова.
На вопрос, кокой Россия хотела бы видеть Украину, Вероника Юрьевна ответила: «Cоюзником и партнером – благополучным экономически и стабильным политически».
Конечно же, публику интересовало мнение политолога об уроках Крыма для других стран.
«Украинский кризис показал что может произойти, если власти будут потакать и финансировать маргинальные ультраправые силы. Если государство разыгрывает эту карту, сами власти становятся заложниками в этой игре и лишаются власти. А страна погружается в хаос».
О «мягкой силе» России
Многие латвийские политики в последнее время озабочены тем, что влияние России в Латвии увеличивается, и ее "мягкая власть" распространяется на различные сферы. Политолог заметила, что говоря о взаимном влиянии, нужно учитывать политические экономические и географические реалии. Латвия и Россия – соседи. Этот фактор надо использовать в интересах своего народа и с выгодой для него. Если посмотреть на грузооборот Рижского свободного порта — он вырос почти на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Это огромный объем. Большая часть этих грузов – российские и стран СНГ. «И пусть эти показатели растут – надо развивать позитивные тенденции и исходить из рациональных соображений выгоды для своей страны, а не из параноидальных фантазий об угрозах и боязни мягкой власти. Политика должна делаться людьми рациональными, имеющими суверенное мышление, исходящими из интересов своего народа а не из директив ЕС и Америки», — сказала Крашенинникова.
На вопрос, нет ли у России планов создать некое объединение по типу Советского Союза, гость ответила, что когда заводятся разговоры о восстановлении СССР, надо здраво рассуждать – это невозможно. А вот о восстановлении экономических интеграционных процессов стоит думать. Хорошо, если разрушенные экономические связи там, где это целесообразно, снова будут работать.
Об отключении российских каналов
Острую реакцию публики вызвало обсуждение вопроса об отключении на территории Латвии телеканала «Россия»:
— Это противоречит принципам демократии и свободы прессы. Cтрана, которая считает себя демократической, должна опираться на идеи Просвещения, а не использовать методы запретов и ограничений.
О негражданах
Вероника также рассказала, что впервые увидела латвийский паспорт негражданина и была поражена: «Для европейской страны наличие такой обделенной правами касты – это просто варварство из эпохи крепостного рабства».
О российской оппозиции
— Она разношерстная и неоднородная. На Болотную вышли люди, озабоченные ситуацией в стране. И я тоже озабочена положением дел в моей стране. Но есть конструктивная оппозиция, выступающая с конструктивной критикой. А есть силы, которые преследуют цель смены режима и государственный переворот. Это уже совсем другая история.
О нацизме и исторических параллелях
— Настроения в Европе сегодня напоминают 30-е годы перед Второй мировой войной, когда на фоне экономического кризиса наблюдался резкий рост ультраправых настроений. Cегодня участились случаи реабилитации нацизма, в европейские национальные парламенты проходят ультраправые силы — такие, как, к примеру, неонацистская партия «Золотая Заря» в Греции. В мае пройдут выборы в Европарламент – по всем прогнозам ультраправые имеют большие шансы.
Очень важным шагом Вероника Крашенинникова назвала принятие Госдумой РФ законопроекта об уголовном наказании за реабилитацию нацизма, который предусматривает ответственность за одобрение или отрицание преступлений, установленных приговором международного трибунала в Нюрнберге.
В Латвии, где открыто проходят шествия легионеров СС и открываются памятники, эта тема стоит очень остро.
О НАТО в Балтии
Что касается планов увеличении в Латвии контингента НАТО, по мнению политолога, это не принесет пользы государству. Для любого государства, и для Латвии в том числе, важно вести суверенную политику, а не обслуживать интересы других государств. Сейчас же страны Балтии будут обслуживать интересы Вашингтона и НАТО. Крашенинникова напомнила тот факт, что в феврале 1990 года Госсекретарь США Бейкер обещал Горбачеву, что после объединения Германии НАТО не продвинется ни на дюйм. С тех пор НАТО значительно расширилось, но народы тех стран, которые вступили в альянс, от этого ничего не выиграли.
Вероника отметила, что общественное мнение на Западе настроено отнюдь не так, как это пытаются представить западные правящие политики. В Германии, по опросам, 70-80 процентов населения не поддерживают участие в военных операциях НАТО, выступает против сотрудничества немецких спецслужб с Агентством национальной безопасности США.
Ярким примером влияния общественного мнения на политические события стал отказ от военной операции в Сирии, которая была уже запланирована. Это первый случай в международной политике. Так что есть надежда на то, что в политике восторжествует здравый смысл и независимость решения.
В заключение Вероника Крашенинникова представила публике книги, изданные руководимым ею институтом.
Эти книги подтверждают прозвучавший на встрече тезис о том, что демократия – это власть народа, и она не имеет ничего общего с теми операциями, которые проводит НАТО.
Книги западных авторов раскрывают механизмы действия американской внешней политики и рассказывают об американских вмешательствах – военных и скрытых -- во внутренние дела разных государств.
По просьбе участников встречи приводим аннотации книг.
Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны
Уильям Блум
Исследование американского историка содержит анализ 56 открытых и тайных вмешательств США в годы холодной войны. Блум доказывает, что Соединенные Штаты, вопреки их риторике и общепринятому мнению, занимались отнюдь не продвижением демократии. Наоборот, в одном государстве за другим, методично и безжалостно, напрямую и руками наемников, США уничтожали неугодные им мнения, движения, партии, людей, чтобы привести к власти своих ставленников.
О сегодняшних американских операциях, в силу их засекреченности, мы можем знать не все. Но прошлые вмешательства, теперь детально описанные, наглядно показывают тактику, подходы, методы и модели поведения американской империи. Единственное, что меняется со временем, это технологическое обеспечение процесса – сегодня появились интернет и социальные сети.
Секретные армии НАТО
Даниэль Гансер
Швейцарский исследователь расследует скандальную историю секретных натовских подразделений, использующих стратегию «терроризма под чужим флагом» для поддержания единства НАТО. При вступлении в НАТО западноевропейские государства должны были подписывать секретные протоколы, которые обязывали их правительства «гарантировать внутреннюю ориентацию на Западный блок ЛЮБЫМИ средствами, даже если электорат демонстрирует другие предпочтения».
Наряду с проецированием военной угрозы на СССР и государства Варшавского договора, НАТО проводило террор внутри самих государств- членов альянса, чтобы удержать их в рамках атлантического блока, используя любые методы, вплоть до убийств.
Западные СМИ назвали историю секретных армий НАТО «самым тщательно скрываемым и опасным военно-политическим секретом со времен Второй мировой войны».
Автор опирается на свидетельство премьер-министра Италии Джулио Андреотти, расследование итальянского сената, документы различных итальянских департаментов, парламентский доклад бельгийского сената и швейцарского парламента.
Наркотики, нефть и война: США в Афганистане, Колумбии и Индокитае
Питер Дейл Скот
Писатель, бывший канадский дипломат, профессор Калифорнийского университета Беркли рассматривает американскую стратегию непрямых интервенций в страны третьего мира, основанную на сговоре с руководителями наркобизнеса. Эта стратегия первоначально была разработана для сдерживания коммунистического Китая в конце 1940-х годов. С тех пор она регулярно используется США для того, чтобы сохранить контроль над расположенными за рубежом энергетическими ресурсами. Результатом этого стал резкий рост глобального наркотрафика, а также укрепление мафиозных структур, связанных с наркоторговлей. В книге также исследуются процессы, которые привели к тому, что подобные тайные операции переросли в полномасштабные войны.