Вероника Крашенинникова: Как работает в США Закон о регистрации иностранных агентов и как такой должен работать в России. ИА REGNUM, 26 января 2012

Фото: FARA (Foreign Agents Registration Act). Источник www.fara.gov

Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят для того, чтобы «раскрывать и предавать огласке иностранное участие в попытках повлиять на наши законы, политику или общественное мнение», — пояснял заместитель министра юстиции по вопросам национальной безопасности Кеннет Вайнштейн (Kenneth Wainstein) в 2007 г.[1] Целью Закона является «обеспечение национальной обороны, внутренней безопасности и внешней политики США посредством требования о раскрытии информации лицами, участвующими в определенной политической и квазиполитической деятельности от имени зарубежных заказчиков», — говорится в заявлении министерства юстиции.

При чтении закона поражает необыкновенная длина формулировок и их всеобъемлющий характер — catch-all по-американски, диктует который стремление перекрыть любые возможности обойти закон. Определение «иностранного принципала/заказчика» включает не только правительственные и партийные структуры, но и «любое партнёрство, ассоциацию, корпорацию, организацию или другую комбинацию лиц, созданные по законам иностранного государства или ведущие основной бизнес на территории иностранного государства». «Агент иностранного заказчика» — это «любое лицо, действующее по приказу, требованию, под руководством или контролем иностранного заказчика или лицо, чья деятельность прямо или косвенно контролируется, финансируется, субсидируется целиком или в большей части иностранным заказчиком, напрямую или посредством других лиц». А также «любое лицо, которое соглашается, позволяет, предполагает или подразумевает действовать в качестве или представляет себя, вне зависимости от наличия договорных отношений, агентом иностранного заказчика».

Термин «политическая деятельность» означает «любую деятельность, которой человек намеревается или планирует любым способом влиять на любое ведомство или чиновника правительства Соединённых Штатов или любую часть общественности в Соединённых Штатах в отношении формулирования, принятия или изменения внутренней или внешней политики Соединённых Штатов или в отношении политических или общественных интересов...»

Заметьте: в определение деятельности иностранного агента включается не только собственно «действие», но и планы, намерение и согласие действовать и даже позволение иностранному заказчику использовать себя в качестве его агента. И даже наличие прямого контакта с иностранным заказчиком не обязательно — взаимодействие может происходить опосредовано, через третьих лиц, про которых агент должен рассказать, в какой степени его (это третье лицо) «курирует, направляет, владеет, контролирует, финансирует или субсидирует, полностью или частично» любой иностранный заказчик (§ 612 (а) 7)).

Финансовые потоки контролируются законом особенно строго. Само собой разумеется, что агент должен отчитываться за все полученные средства, включая ценные предметы, с подробным описанием расходов этих средств: кому, на что, сколько, когда, каким способом. Но необходимо также отчитываться о «деньгах и ценностях, потраченных регистрантом в течение 60 предыдущих дней в связи с деятельностью, которая потребовала его регистрации и которая была предпринята им как агентом иностранного заказчика, либо для самого себя, либо для третьего лица» (§ 612 (а) 8). Департамент национальной безопасности минюста желает знать, как вы стали агентом.

Есть отдельное интересное замечание: «В любом судебном деле, в котором лицо привлекается к ответственности как агент иностранного заказчика в отношении иностранного заказчика за пределами Соединённых Штатов, доказательство определенной личности иностранного заказчика принимается, но не является необходимым» (§ 618 (b)). Это значит: если иностранного заказчика установить сложно — когда, например, он перечислял средства через оффшорные зоны и отследить источник невозможно — этого и не требуется: достаточно того, что средства и, соответственно, влияние — неамериканские.

К первичному регистрационному заявлению агент должен приложить «копии каждого письменного соглашения, сроки и условия каждого устного соглашения, включая все модификации таких соглашений, или, при отсутствии контракта, полное описание всех обстоятельств, согласно которым регистрант работает, намеревается или претендует действовать, или согласился предпринять для себя или для иностранного заказчика или для любого лица помимо иностранного заказчика любые действия, которые требуют его регистрации». Вся информация даётся под присягой.

Принятие такого закона, адаптированного к российской проблематике, станет первым шагом в ограничении иностранного влияния в России — именно в целях построения демократии как власти российского народа в своей стране.

Вероника Крашенинникова — генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН, Москва)

Опубликовано 21:53 26.01.2012
Документ:http://www.regnum.ru/news/1492588.html

Все материалы по Закону о регистрации иностранных агентов



[1] National Security Division Announces Enhanced Foreign Agents Registration Act Website. Department of Justice, National Security Division. May 31, 2007. Source: http://www.justice.gov/opa/pr/2007/May/07_nsd_395.html

Возврат к списку