Официальный сайт партии "Единая Россия" опубликовал интервью с Вероникой Крашенинниковой о приоритетах внешней политики России и внешних угрозах

07.11.2017
  • Официальный сайт партии "Единая Россия" опубликовал интервью с Вероникой Крашенинниковой о приоритетах внешней политики России и внешних угрозах

Какими должны быть приоритеты внешней политики РФ? Что Россия может противопоставить внешним угрозам? Как наша страна сегодня должна выстраивать отношения с западными партнерами? Какое место Россия занимает сегодня на международной арене? На эти и другие вопросы 7 ноября ответила координатор рабочей группы Высшего совета «Единой России» по реализации внешней политики, член Высшего совета Партии Вероника Крашенинникова.

1.Как Вы считаете, нужно ли России восстанавливать отношения с Европейским Союзом? На каких условиях можно пойти на сближение с Западом?

Цель внешней политики России – обеспечивать суверенитет и безопасность страны и создавать благоприятные условия для устойчивого роста экономики и повышения благосостояния народа. Евросоюз – наш ближайший и крупнейший партнер, поэтому, конечно, восстанавливать отношения нужно. Мы, собственно, эти отношения и не разрывали - трансатлантические обязательства и задачи блока НАТО заставили Европу пойти на ухудшение отношений с нами. Но и при этом, наша задача – помогать Европе осознавать невыгодность такой политики и корректировать ее. Чем мы и занимаемся самым активным образом.

Вы верно задаетесь вопросом – на каких условиях? Главные претензии Запада к нам – Крым и Донбасс. Бегство Крыма от киевской власти – результат агрессивной политики Запада по интеграции Украины в свое военно-политическое пространство. Ситуация на Донбассе – это результат бесчеловечной политики Киева по отношению к собственному населению. Запад уже понял: Крым – часть России, и эта тема более не обсуждается. Наша гуманитарная поддержка Донбассу – тоже данность, которая не изменится. А обсуждать с Западом мы можем следующее: как заставить Киев уважать права своего населения, как создать для Донбасса автономию, в которой люди чувствовали бы себя в безопасности в составе Украины.

В западном списке претензий есть еще Сирия – но в Сирии мы наглядно доказали Западу верность своей линии на борьбу с терроризмом. За два года работы наших ВКС территория, подконтрольная террористическим группировкам, была сокращена с 70% до 5%. Публично признавать этого западные власти не хотят, но понимают. В то время как западная «коалиция» во главе с США все еще ставит целью смещение Башара Асада с поста президента.

И еще условие в переговорах – не снимать российские контрсанкции, пока не будут сняты западные санкции против России.

2. Как можно противостоять угрозе международного терроризма? Есть ли в Вашем докладе предложения по противодействию этому злу?

За последние годы Россия продемонстрировала – противостоять международному терроризму можно. При этом важная задача – определить, кто наши настоящие партнеры в этом.

Давайте ответим на простой вопрос: сегодня, через 16 лет после терактов 11 сентября и объявлении США и НАТО войны с терроризмом, террористов стало меньше? Территории, подконтрольные террористическим организациям, уменьшились? Так что же, военно-политическая машина США и НАТО настолько не эффективна? А если раз за разом Вашингтон повторяет одни и те же «ошибки» – может быть, это и не ошибки вовсе, а намеренная политика?

Мы повторяем Западу, что в борьбе с терроризмом необходима консолидация сил. Вашингтон нас не слышит или не хочет слышать? Приведу одну восточную мудрость. Вы стучите в дверь дома. Если хозяин спит – он проснется и откроет вам дверь. А если он притворяется, что спит – он вам дверь не откроет. Зачем Вашингтону открывать нам двери для сотрудничества, если терроризм для него – удобный инструмент для достижения своих целей? Мы можем стучать сколь угодно долго.

Зато в борьбе с терроризмом в Сирии у нас есть более надежные союзники – к вопросу о правильной двери. С Сирией и Ираном за эти годы мы отработали настоящее военно-политическое партнерство, которое принесло существенные результаты. Это – фундамент для расширения партнерства на экономику и весь спектр отношений.

Несмотря на сегодняшнюю политическую «глухоту» Запада к нашим предложениям, мы продолжим призывать их к истинной борьбе с терроризмом. До отдельных кругов на Западе наши аргументы доходят – нужно расширять такие круги.

3. Как изменились отношения РФ и США с приходом к власти президента Дональда Трампа? Есть ли надежда на улучшение взаимоотношений наших стран в обозримом будущем?

Характер отношения США к России мы имеем возможность наблюдать почти каждый день – совсем негативный. Исходя из своих личных качеств, Дональд Трамп – это олицетворение самой агрессивной версии американского капитала. Неудивительно, что, став президентом, Трамп привел на высокие государственные посты самые агрессивные кадры – как в военной, так и экономической области. Отсюда получаем усиление военной поддержки США Украине и увеличение американского военного присутствия в Сирии.

Стратегия Трампа в энергетике – курс на «глобальное энергетическое доминирование США» – это прямой вызов России. Энергетическое доминирование обогатит Америку на триллионы долларов, обещает Трамп. За чей счет? За счет России и Европы – Вашингтон будет вытеснять Россию с традиционных рынков и заставлять европейцев платить втридорога. Мы видим агрессивные попытки навязать Европе дорогой американский газ вместо российского. А Украина даже уголь теперь покупает в США – вместо Донбасса. Абсурд, но подчиненность Вашингтону обязывает.

Дональд Трамп во время президентской кампании, да и сейчас, заявляет, что хочет «поладить с Россией». Что значит «поладить», он до сих пор не объяснил. Недавно Трамп заявил, что «Россия может помочь нам с Северной Кореей, Сирией, Украиной». Надо сказать, что в этих трех горячих точках Вашингтон ведет политику, которая противоречит интересам России и стабильности в мире. Если Трамп полагает, что Россия будет помогать ему реализовывать ее, то он, конечно, глубоко заблуждается. А к нашим усилиям по мирному решению кризисов вокруг Северной Кореи и Украины Трамп может присоединиться – приглашаем.

Таким образом, администрация Трампа настроена к России очень агрессивно. Но и оппоненты Трампа настроены так же. Они используют Россию в рамках внутренней борьбы, чтобы убрать Трампа с поста президента за «связи» с нашей страной. То есть, мы сейчас под двойным ударом.

Когда Трамп из власти уйдет, часть давления будет снята. Но все экономические и политические санкции, которые были введены администрацией Трампа и конгрессом, останутся на долгие годы. Так что ничего хорошего со стороны США в ближайшее время ожидать не приходиться. Наоборот, нам необходимо настроиться на очень жесткую политику с их стороны и максимально активно развивать отношения во всех других направлениях.

4. Когда отменят антироссийские санкции? И сильно ли страдает РФ от этих мер, предпринятых рядом стран против экономики нашей страны?

Американские санкции против России будут только усиливаться. 2 августа президент Трамп подписал новый пакет, который вступает в силу через 6 месяцев, то есть 2 февраля. И это будут, пожалуй, самые серьезные санкции за последние 4 года.

Мало того, что эти санкции коснутся российских компаний и персон. 31 октября Минфин США выпустил пояснения по их применению – и применяться санкции будут против всех компаний и персон в мире, кто «содействует» российским компаниям. В санкционном списке, напомню, и Газпром, и ВТБ, и Сбербанк и еще сотня с лишним крупных российских компаний. Под «содействием» понимается оказание любых услуг и продажа любых товаров. То есть, иностранные компании теперь поставят перед выбором: будете работать с этими русскими – закроем вам наш американский рынок. Таким образом, с Россией смогут работать только те, кто совсем не работает с Америкой, не имеет там счетов и активов.

Что касается Европы, то европейцам удалось выторговать у Вашингтона, чтобы эти санкции не применялись к проектам, стартовавшим до 2-го августа. То есть, закон не имеет обратной силы. Но еще бы он имел обратную силу! Тогда бы и «Северный поток» пришлось бы отменять.  Представьте себе – это все, что удалось сделать Европе, несмотря на весь урон от санкций, который был нанесен их экономике. Подавляющее большинство европейских компаний и широкая общественность – в Германии, например, 80% – выступают против санкций в отношении России. Но и это, как оказалось, помогает мало.

Именно поэтому нам необходимо развивать экономику в других направлениях. Нам самим нужно увидеть Россию в новом геостратегическом свете: не как восток Европы, а как север Большой Евразии. России нужен четырехмиллиардный рынок от Турции до Японии, а Большой Евразии нужны российские ресурсы, земля и компетенции. Отсюда вытекает приоритет инфраструктурных связей России с соседями не только с Запада на Восток, но и с Севера на Юг – дорог, трубопроводов, информационных кабелей и электрических сетей, которые свяжут страну с Турцией, Ираном, Пакистаном, Индией, Китаем, странами АСЕАН.

Одним из главных драйверов может стать экспорт безопасности – как в политическом, так и в технологическом смысле.

Такая внешнеполитическая повестка дня поможет обеспечить научный и технологический рывок в экономике. В общественной и социальной сфере поможет становлению научно-технической интеллигенции как среднего класса и стимулируют построение новой социальной модели, более справедливой и более стабильной.

5. Почему не выполняются Минские договоренности по разрешению конфликта на Украине? Что нужно сделать, чтобы восстановить доверие между Москвой и Киевом?

Минские соглашения Киев не выполняет по двум простым причинам: потому что поддержание конфликта антироссийской направленности дает режиму право на существование и потому что Соединенные Штаты заинтересованы в наличии военного плацдарма рядом с российской границей. Вялотекущий конфликт дает Вашингтону основания продолжать вооружение украинских военных и карательных батальонов, проводить боевую подготовку и вводить военные стандарты НАТО. О приеме Украины в НАТО речи не идет, да этого и не требуется: киевский режим и так счастлив делать все, что он него потребуют, а защищать Украину согласно требованию 5-й статьи североатлантического устава Вашингтон и не собирается.

За последний год выполнение Минских договоренностей не только не продвинулось вперед, но даже откатилось назад. В начале 2016-го тогдашний глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер предложил особый механизм введения в силу закона об особом статусе Донбасса – этот закон как камень преткновения в реализации Минских соглашений. Формула Штайнмайера следующая: на первом этапе ДНР и ЛНР получают особый статус во временном режиме – и проводят выборы местных органов власти. На втором этапе наблюдатели ОБСЕ признают результаты голосования, и особый статус республик вводится на постоянной основе. Обратите внимание – это предложение Германии. Однако Киев отказывается даже обсуждать его.

Борис Грызлов, посол России в Трехсторонней контактной группе по Украине, заявил, что Киев должен сначала внести поправки в закон о специальном статусе Донбасса на основе формулы Штайнмайера прежде, чем размещать контингент ООН на Донбассе. Конечно, мы не должны допустить, чтобы «контингент ООН» стал проводником западных военных целей на Украине.

Восстановление доверия между Киевом и Москвой будет очень долгим. Этот процесс, пожалуй, еще и не начался. Многие люди на Украине и хотели бы восстановления нормальных отношений с Россией, но ультраправые партии и военизированные группировки поддерживают атмосферу страха и репрессий за такие мысли. А официальная власть не может, да и не хочет их обуздать, так как обязана им своим существованием.

6. На Западе часто говорят, что нужно провести новый референдум по Крыму. Это возможно? И как с точки зрения международного права можно оценить присоединение Крыма к России?

Ответ простой – это невозможно. Главное, в этом нет необходимости. На референдуме 16 марта 2014 года за вхождение Крыма в состав России выступили более 96% крымчан – результат максимально убедительный. Такую политику вел Киев, что единственным спасением для Крыма оказалось бегство от киевского режима.

Главная юридическая основа референдума – право народа на самоопределение, оно провозглашено в Уставе ООН. Каждый народ имеет право самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие. Во-вторых, правомочность исторического акта по передаче Крымской области в 1954 годы из состава РСФСР в состав УССР вызывает серьезные сомнения. В-третьих, первая Конституция Крыма была принята в 1992 году – на четыре года ранее Конституции Украины 1996 года, а конституционный процесс на Украине в последние 20 лет велся с глубокими процедурными нарушениями.

И если наши западные оппоненты хотят подискутировать с нами про соблюдение международного права, то мы готовы представить длинный список вопиющего их презрения к этому праву – от бесконечных войн на Ближнем Востоке с десятками и сотнями тысяч погибших до недавнего вторжения на территорию консульства РФ в Сан-Франциско.

7. Что нужно сделать чтобы защитить наших соотечественников на Украине? Почему киевские власти с такой ненавистью относятся не только к России, но и даже к свои гражданам, которые говорят на русском языке?

С самого начала военного конфликта на Юго-востоке Украины российское государство и граждане стали помогать людям в зоне конфликта. При Совете Федерации был создан Комитет общественной поддержки жителям Юго-востока Украины, который координировал гуманитарную помощь, прием и трудоустройство беженцев, введение поправок в российское законодательство, чтобы упростить беженцам с Донбасса жизнь и работу на территории России. Сейчас, в конце октября в Донбасс отправился уже 70-й гуманитарный конвой МЧС. Главное на настоящий момент – помочь Донбассу отстроить мирную жизнь, обеспечить работу всех городских служб и социального блока, трудоустройство и все, чем пользуются жители любого мирного города.

Почему такая ненависть к своим русскоговорящим гражданам? К большому сожалению, за четверть века полностью незалежного существования Украина не нашла другой основы для национальной идеи, кроме противопоставления себя России. Некоторые другие постсоветские образования тоже пошли по этому примитивному пути. Радикальный национализм естественным образом распространяется и на собственных граждан, говорящих по-русски, – они же «агенты России». А если сопротивляются, настаивают на своем праве – то значит, очень опасны.

Поразительно, что при этом кто-то на Украине считает, что их страна – «це Европа». Для Европы такая украинская политика – средневековая дикость. Все большая часть правящих кругов в Европе понимает, что такая Украина для них – тяжелое обременение. Но идеология НАТО заставляет тащить с собой этот «чемодан без ручки».

8. Каким образом будет развиваться Евразийское экономическое сообщество? Есть ли перспективы у этого интеграционного объединения? Какие страны могут присоединиться к ЕАЭС в ближайшее время?

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Россия вместе с Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией – это ядро евразийского сообщества. Много сделано и многое еще предстоит сделать, чтобы это ядро реализовало свой потенциал. Привлекательность интеграционного проекта подтверждает широкий круг государств, которые собираются вокруг союза: Молдова обрела статус наблюдателя, кандидатами на вступление являются Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Монголия, Иран, Турция, Индия, Китай, Тунис. На стадии переговоров – Египет и Таиланд. Зону свободной торговли с ЕАЭС создал Вьетнам, а Сербия ведет переговоры.

Эти активные процессы как раз и подтверждают – вот основное направление развития на ближайшие годы, вот где наши рынки и партнеры.

За последние годы России создала репутацию державы, которая экспортирует стабильность – в геополитическом и в технологическом смысле, которая успешно решает проблемы – свои и чужие. Теперь на пространстве Большой Евразии Россия может инициировать, например, масштабную инициативу по обеспечению безопасности и стабильности. Ведь Россия является практически единственной альтернативой американским технологиям критической инфраструктуры – это энергосистема, трубопроводы, системы связи, основные промышленные предприятия. Это вся система кибербезопасности экономики.

Политические и экономические позиции закрепляются на гуманитарном уровне: богатство национального исторического наследия и культурной самобытности, сила российского образования, науки и гуманистических ценностей – это наши уникальные преимущества на мировой арене, они обладают высокой притягательной силой в мире. Так что направление работы понятно.

9. Большие диаспоры выходцев из стран бывшего СССР проживают во многих странах Европы и США. Может ли одним из направлений стать работа с нашими зарубежными соотечественниками? Например, ускоренное оформление виз, поддержание учебных и культурных заведений, где преподаются русский язык и основы российской культуры и истории. Как можно было бы поучаствовать в реализации проектов по популяризации русского языка и культуры за рубежом?

Да, работа с соотечественниками активно ведется в последние десять лет. Именно тогда, в 2007 году, был создан фонд «Русский мир», который как раз и призван финансировать и содействовать продвижению русского языка, культуры и истории. Также этими задачами занимаются по своим линиям МИД и Россотрудничество. Крупные российские вузы создали свои филиалы и отделения за рубежом, проводят олимпиады и конкурсы. Есть и общественные организации в России и за рубежом, которые занимаются развитием разных направлений культуры – театра, документального кино, фестивалей, детского творчества и многого другого.

В этой сфере есть одна проблема – недостаток координации между ведомствами и участниками процесса. Каждый занимается только своей линией. Если бы координация была налажена, мы могли бы достигать гораздо большего эффекта при тех же затратах.

Оформление виз, вы правы, тоже требует внимания: очереди в консульских отделениях и часто не любезное отношение к людям – не лучший первый контакт с российским государством. Это не так сложно улучшить.

10. Может ли Россия благодаря потенциалу Дальнего Востока, в развитие которого вкладываются большие ресурсы в последние годы, показать в ближайшие 10 лет такой же рывок, какой показали в свое время страны АТР? Достаточно ли серьёзно наша страна изучила опыт передовых экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)? Известно ли вам о применении экономических наработок АТР в Хабаровском крае, Приморском крае или других регионах страны, не только дальневосточных?

Полагаю, у нас есть все, чтобы сделать такой рывок – нужно только поставить задачу, назначить компетентных людей, которые подойдут к исполнению этой задачи со всей необходимой ответственностью и инициативой. Опыт передовых экономик АТР, безусловно, изучался. Думаю, что теперь мы собрали достаточно передового опыта, и нужно засучить рукава и заняться непосредственно работой на нашей почве.



Возврат к списку