Гендиректор ИНВИССИН Вероника Крашенинникова приняла участие в Международном круглом столе «Иранский кризис и его возможные последствия для глобальной безопасности и энергетики» в Институте востоковедения РАН

26.03.2012

Международный круглый стол «Иранский кризис и его последствия для глобальной безопасности и энергетики» состоялся в Институте востоковедения РАН 26 марта 2012 г.

Организаторы мероприятия: ИА ИнфоРос, Институт востоковедения РАН, Фонд национальной и международной безопасности, Общественное объединение «Информационная цивилизация – 21 век».

Конференция по Ирану, 26 марта 2012.jpg

Расшифровка выступления Вероники Крашенинниковой:

Уважаемые коллеги,

Хотела бы обратить ваше внимание на несколько фактов, связанных с политикой США в отношении Ирана.

1. Во-первых, роль посла США в России Майкла Макфола

Эксперты нашего Института, Александр Чайковский в частности, в опубликованных статьях довольно детально разобрали биографию Макфола и его компетенции. Помимо его специализации по России, Макфол считается также экспертом по Ирану. Имеются ввиду подрывные действия. 

С 2003 по 2009 г., до перехода в Белый дом, Макфол служил содиректором проекта «Демократия в Иране», совместно с вице-президентом NED Ларри Даймондом.

В октябре 2007 Макфол был главным участником «мозгового штурма» по Ирану, организованном Институтом Гувера, и вот что он говорил[1]:

«Мы хотим включить Иран в современный мир. С этим приходят определённые условия: вы должны позволить нам открыть наше посольство, вы должны допустить деятельность USAID, вы должны разрешить нашу общественную дипломатию – всё, что мы делаем в других странах, где у нас есть посольства. … И знаете, что ещё приходит с открытием посольства в вашей стране? Ага! Именно – офицеры разведки. ЦРУ – часть посольства. Мы могли бы кардинально расширить возможности агентурной разведки за счёт большего присутствия в стране. … Это создаст настоящий конфликт внутри режима, потому что создаст угрозу приверженцам жёсткой линии. Это хорошо. Мы хотим обострить напряжённость между ними».

«Худший кошмар Ахмадинежада – это чтобы парни такие, как я, приезжали в Тегеран и общались со студентами, как я делал это три года назад. … Это напоминает мне конец Советского Союза, это стратегия демократических перемен. … То, что мы предлагаем, ничем не отличается от того, что делал Рональд Рейган в отношении Советского Союза».

Таким образом, очевидно, что обвинения в намерении получить ядерное оружие – это всего лишь предлог для дестабилизации Ирана и для смены законного правительства.

На слушаниях в конгрессе США по утверждению на пост посла США в России 12 октября 2011 г., Макфол, отчитываясь об успехах перезагрузки, 3-им пунктом приводил поддержку Россией американского курса по Ирану: Россия проголосовала в ООН за значительное расширение режима санкций и отменила гарантированную контрактом поставку ракетных комплексов ПВО С-300.

Итак, задача Макфола в Москве по отношению к Ирану – использовать Россию против Ирана, пытаться нанести максимальный урон Ирану руками России.

2. Роль МАГАТЭ

Иран, в отличие от Израиля, подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, и согласно недавнему отчету МАГАТЭ выполнил все условия договора. Согласно Договору, Иран имеет право обогащать уран на своей территории до любого уровня ниже оружейного, не отправляя его для хранения в другие страны.

У МАГАТЭ не было претензий к Ирану до тех пор, пока на смену честному международному функционеру Мохаммеду Эль-Барадеи не пришел новый директор Юкия Амано.

Каким образом господин Амано получил эту должность?

Согласно рассекреченным Викиликс депешам из Вены (ООН) в Вашингтон, от 10 июля и 16 октября 2009 г., с самого начала Амано обещал вести политику, отличающуюся от курса Эль-Барадеи.

Амано признает, что его избрание произошло благодаря активной поддержке США, Франции и Австралии, и что решающим фактором стало давление США на Аргентину, чтобы та воздержалась в пятом раунде голосовании.

Амано также обещает уволить ключевых чиновников МАГАТЭ, которых Вашингтон считает проблемными.

Говоря о своем избрании, Амано с восхищением восклицает: «Если США решили, они могут реализовать все, что угодно!»

Тактика МАГАТЭ при Амано состоит в том, чтобы выносить дополнительные требования к Ирану, которые не прописаны в международных соглашениях, и затем объявлять, что Иран не выполняет эти требования.

Вывод по этому пункту: проблема в отношениях Ирана с МАГАТЭ не в том, что Иран не подчиняется международным требованиям – Иран выполняет все обязательства, под которыми подписался. Проблема состоит в том, чтобы само МАГАТЭ подчинялось международным соглашениям.

3. Какова оптимальная политика России в отношении Ирана

Главная отправная точка при формировании российской политики в отношении Ирана, на наш взгляд, состоит в понимании Ирана и Сирии как дальних рубежей южного фронта России.

Рональд Рейган, придя к власти в начале 1980-х гг., начал атаку на Советский Союз с «окраин империи», как они это называли: в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Это было одной из комплекса мер, спланированных против СССР. Точно также сегодня, помимо самоценности «смены режима» в Сирии и Иране, дополнительным преимуществом является лишение России двух главных – и на самом деле, единственных оставшихся – партнеров в регионе.

Вашингтон рассматривает проблему Ирана и Сирии в комплексе. Еще в 2006 году в Вашингтоне была основана группа по Группа по политике и операциям в Сирии и Иране (Iran-Syria Policy and Operations Group). И эту группу возглавила – кто бы вы думали? – дочь вице-президента Чейни Элизабет. С точки зрения Вашингтона и Тель-Авива, Сирия – это «ахиллесова пята Ирана».

Очень важны и позитивны те действия, которые российский МИД предпринимает для сдерживания вашингтонского давления на Иран и Сирию. Вы помните кадры того, как встречали в Сирии глав МИДа и СВР – это был повод для гордости за внешнюю политику России, повод, каких в последние 20 лет было не много. Вот так должна выглядеть внешняя политика взрослой, независимой страны. 

Вся поддержка, которую сегодня Россия оказывает Сирии, служит одновременно и Сирии, и Ирану, и России.

Однако, при этом, наша роль не должна заключаться в склонении руководства Ирана и Сирии к компромиссам с Западом. Вашингтон именно этого хочет от нас, роли троянского коня. Мы не должны позволить разыграть Россию против Ирана, и мы не должны позволить использовать Россию в качестве троянского коня.

Наша поддержка должна состоять в принципиальной позиции в Совбезе ООН, в оказании финансового содействия, в поставках вооружений, массированном информационном обеспечение. И выполнении своих обязательств по поставкам С-300.

Подвожу итог.

Иран и Сирия для России – это дальние рубежи южного фронта.

США будут предпринимать попытки использовать Россию против Ирана – в ущерб России.

Региональные проблемы должны решаться региональными усилиями. В частности, борьба с наркотиками. За 10 лет войны в Афганистане, США и НАТО доказали, что их «борьба с наркотиками» и «борьба с терроризмом» увеличивает эти угрозы в десятки раз. Проблема в том, что США не заинтересованы в региональной стабильности – им в этом регионе не жить, и при невозможности установить контроль, они устанавливают хаос. И затем, под предлогом урегулирования хаоса, наращивают политическое и военное присутствие.

Проблема, которая стоит перед нами – не в том, что делать с Ираном. Проблема в том, что делать с Америкой, как обуздать ее. Эту сложную задачу сегодня не сможет решить в одиночку ни одна страна, но мы можем решить ее сообща. Россия, Китай, Иран, Индия, государства Латинской и Центральной Америки – противники американского режима по-прежнему составляют большинство планеты. Для этого мы можем использовать существующие форматы: в частности, ШОС, и Иран должен стать полноценным членом этой организации. Формат РИКИ – блестящая концепция, и мы должны ее также использовать.

Благодарю за внимание.


[1] Ahmadinejad and Iran's Nuclear Program. The Hoover Institution retreat. October 29, 2007. http://fora.tv/2007/10/29/Ahmadinejad_and_Iran_s_Nuclear_Program.

Возврат к списку